Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выставка «Иконы Ярославля XV-XX вв. из собрания Ярославского художественного музея» (Саратов, 29 марта-29 апреля)

Версия для печати
29 марта 2006 г. 17:00 — 29 апреля 2006 г. 18:00

29 марта 2006 года в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева состоится открытие выставки «Похвала Богоматери. Иконы XV-XX веков из собрания Ярославского художественного музея».

Со времени принятия христианской веры Пресвятая Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы.

Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А.В. Федорчуком и О.Б. Кузнецовой.

В экспозиции представлено 29 икон XV-начала XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век), давшей название выставке, восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя.

А самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе. «Распятие» — важнейшее событие земной жизни Сына Божия, символ победы жизни над смертью. Кресту, утвержденному на Голгофе с черепом Адама, предстоят скорбящие Богородица и апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, которому Он поручает заботу о Матери. За ними одна из мироносиц и римский воин Лонгин Сотник, уверовавший во время Распятия.

Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. путеводительница) — наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с фронтальными позами Матери и Сына подчеркивает их высокое достоинство. Дева Мария поддерживает Младенца левой рукой, а правой указывает на него как на истинный путь спасения.

Наименование другого типа икон – «Умиление» произошло от русского перевода греческого слова Елеуса — Милующая. На них Дева Мария, полная трогательной нежности и грусти, обнимает Сына, сидящего на ее руке и прильнувшего щекой к ее щеке. Самая известная на Руси икона Умиление — «Пресвятая Богородица Владимирская» I трети XII века (находится в собрании ГТГ). Она была принесена из Византии в Киев, а затем перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и стала называться Владимирской. Глубоко чтимый образ, широко распространенный во множестве повторений, представлен на выставке в двух вариантах. В одном из них, датируемом XVII веком, живописными средствами воспроизведены венцы и коруна, украшенные жемчугом и каменьями. Это — элементы драгоценного убора «Владимирской». Другой список, исполненный в XVIII столетии, особенно интересен тем, что соответствует размеру и композиции иконы XII века.

Различные оттенки образа «Умиление» раскрываются в иконах, исторически связанных с Ярославлем. Характерной чертой изображения Пресвятой Богородицы Ярославской является жест руки Младенца, касающегося подбородка Матери. Представленная икона датируется XVI веком. Согласно преданию, такой образ в далеком XIII столетии принадлежал ярославским князьям Василию и Константину.

В 1314 году на берегу реки Толги в ярославских землях была обретена икона Пресвятой Богородицы с Младенцем, получившая наименование Толгской. На месте чудесного явления поставили церковь, а затем основали монастырь. На выставке «Толгская» показана в повторении XIX столетия.

Среди произведений, посвященных земной жизни Богородицы, особого внимания заслуживает изображение «Рождества Христова» (XVIII столетие). Центральная сцена окружена изображениями, сопровождающими Рождество. Это благовествование ангелов пастухам о Спасителе и поклонение пастухов Младенцу, путешествие волхвов, ведомых Вифлеемской звездой, и принесение ими даров, бегство Святого семейства в Египет.

Представление об иконописи XVIII - начале XX веков дают иконы «Коронование Богоматери» и «Всех Скорбящих Радость», в которых прослеживается влияние западноевропейского искусства, тонкого миниатюрного письма образ «Неопалимой Купины», а также «Благовещение», «Успение» и «Покров Пресвятой Богородицы», выполненные в традиции искусства Палеха. Образы «Пресвятой Богородицы Иверской» и «Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» — паломнические святыни Святой горы Афон и Троице-Сергиевой лавры.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось совещание по проведению Общецерковного конкурса иконописных работ, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской

В Учебном комитете состоялся круглый стол по итогам реализации проекта «Лики святых заступников Руси»

На базе иконописного факультета Московской духовной академии прошли курсы повышения квалификации по иконографии святых защитников Руси

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

В Санкт-Петербурге при участии Издательского Совета проходит молодежный фестиваль книжной культуры «Пространство Слова»

Издательство Московской Патриархии представляет книги Святейшего Патриарха Кирилла на фестивале «Красная площадь» в Москве

В Полоцке к 900-летию Спасо-Евфросиниевского монастыря открылась выставка, посвященная древним храмам города

Все материалы с ключевыми словами