Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что Россия приблизилась к формулированию национальной идеи, и выступает за модернизацию страны с учетом национальной специфики.
«По всей вероятности, мы приближаемся к какому-то общенациональному согласию в отношении того, что нужно было бы назвать — одни называют это национальной идеей, другие — консенсусом в области ценностей», — сказал журналистам в перерыве между заседаниями Всемирного русского народного Собора митрополит Кирилл.
Он отметил, что в российском обществе началось широкое осмысление самобытности России и одновременно дискуссия о том, что нужно сделать для того, чтобы Россия стала современным, конкурентоспособным государством, в котором бы люди преодолели разрыв между богатыми и бедными.
Такие темы, как суверенная демократия, реальный суверенитет, русский проект — это все части этой дискуссии, считает владыка.
По его словам, если сегодня формируется более положительное отношение к происходящему в стране, в том числе к экономике и реформам, то благодаря тому, что люди видят, «что реформы в России не означают вестернизации, разрушения нашего национального цивилизационного кода».
«Важно, чтобы это сегодня поняли все: и власть, и общество, и средства массовой информации. Важно, чтобы мы продолжили попытки синтеза наших традиционных ценностей с теми шагами, которые нужно употребить на путях модернизации», — подчеркнул митрополит Кирилл.
Он считает, что система ценностей, которая могла бы служить основой для национальной самоидентификации, сохранилась, «несмотря на то, что ее пытались разрушить в советское время».
По его словам, национальный код России приспособил к себе идеологию марксизма. «Наша аксиологическая (ценностная - «ИФ») система оказала такое колоссальное влияние на чуждый марксизм, что адаптировала в терминах ценностей эту идею. Только благодаря этому 70 лет советская власть просуществовала», — добавил владыка.
Митрополит Кирилл также высказал мнение, что неудача реформ 1990-х годов заключается в том, что люди восприняли их как чуждые этой системе ценностей.