Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Смоленский Пантелеимон: На реабилитацию сирот-инвалидов приемные родители тратят в 5-6 раз больше, чем на здоровых детей

Версия для печати
4 февраля 2013 г. 13:53

В интервью газете «Культура» председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон рассказал о проблемах, которые стоят перед усыновителями, а также о том, как Церковь помогает сиротам и детям-инвалидам.

— Владыка, недавно Вы заявили: «Церковь должна более активно заниматься вопросами усыновления». Какие конкретные шаги уже предпринял, а также планирует предпринять в этом направлении возглавляемый Вами Отдел?

— Уже год в Москве, в Марфо-Мариинской обители, работает православный центр семейного устройства — первое и пока единственное церковное учреждение такого рода. Деятельность Центра включает три основных направления: работу с предполагаемыми усыновителями, работу с родной семьей ребенка для его возвращения к родителям и помощь семьям, которые уже взяли к себе ребенка. При Центре действует школа приемных родителей. Занятия там ведут психологи, социальные педагоги, юристы, священники. Эти занятия прошли 54 семьи, некоторые из них уже приняли на воспитание детей-сирот, а кто-то еще только готовится к усыновлению. Одна из наших задач — не просто рассказать об особенностях усыновления и воспитания приемных детей, но и предупредить обо всех сложностях, которые их ждут на этом пути, и о том, как их преодолеть. Если после наших курсов семья решит, что не готова к усыновлению, — это тоже неплохо. Таким образом, нам удастся предотвратить возврат ребенка.

Но, конечно, лучшее, что мы можем дать ребенку-сироте, — это семья. В идеале детские дома должны, если не полностью исчезнуть, то стать местом временного пребывания, где ребенок находится только до того момента, пока его усыновят. Вот в Волгоградской области несколько лет назад был полностью расформирован церковный детский дом — всех детей взяли на воспитание в приемные семьи. И теперь эти дети вместе со своими родителями живут в доме, который им предоставила епархия. Церковь продолжает постоянно помогать этим семьям, в том числе материально. Такой опыт очень важен.

В то же время передать в семьи здоровых детей — это не столь трудная задача, как найти семью для ребенка-инвалида. Поэтому, даже если предположить, что у нас через некоторое время не останется обычных детских домов, то дома для детей-инвалидов, скорее всего, останутся. Наши сестры милосердия работают в некоторых таких домах, многие добровольцы помогают этим деткам. Мы бы хотели расширить деятельность: взять под свою опеку государственный детский дом для детей-инвалидов. Уже сейчас с представителями государства ведутся переговоры по этому вопросу. Одной из задач такого детского дома, мне кажется, должна стать передача детей-инвалидов в семьи.

— В чем сегодня заключаются основные проблемы, с которыми сталкиваются люди, занимающиеся проблемами сирот, в частности усыновители? Как, по-Вашему, можно реально облегчить и поддержать их деятельность?

— До сих пор в России сохраняется подушевое финансирование детских домов. Поэтому сложилась ситуация, когда руководство детского дома не заинтересовано в том, чтобы ребенка устроить в семью. Порой руководители детских домов отговаривают потенциальных приемных родителей от усыновления. Среди моих прихожан есть семья, которая взяла на воспитание слепого ребенка из детского дома. Им приходится очень непросто. Они живут в Подмосковье, стремятся развивать ребенка, но для этого нужно немало средств. Такого ребенка, например, не берут в обычные спортивные секции. Предлагают только индивидуальные занятия, которые стоят в 6 раз дороже, чем для всех остальных детей. И это соотношение касается всех вопросов: за все им приходится платить в 5-6 раз больше. От государства эта семья получает совсем немного — 12 тысяч рублей в месяц, тогда как в государственном детском доме для детей-инвалидов в месяц на содержание и реабилитацию ребенка выделяется более 100 тысяч рублей.

Проблема с финансированием — это полбеды. За исключением Москвы и нескольких крупных городов, в России не создана доступная среда для инвалидов, нет инклюзивного образования, не предоставляется необходимая медицинская помощь, реабилитация. Все это должно быть в шаговой доступности. А у нас даже в Москве людей вынуждают отдавать детей в интернаты. Посмотрите на опыт других стран. В Англии, например, дети-инвалиды учатся в обычных школах, к ним прикреплен тьютор, который их сопровождает, помогает им, в том числе в бытовых вопросах. В школах установлено специальное оборудование, чтобы дети с нарушениями слуха, зрения могли вместе со всеми воспринимать информацию. У нас же этого практически нигде нет. Государство словно говорит таким семьям: «Зачем вам возиться с вашим ребенком, это дорого, проблематично, лучше отдайте его в интернат — там о нем позаботятся». В российских детских домах много сирот-инвалидов. Но как мы сможем решить проблему с их усыновлением при таком подходе? Нужно не только принимать законодательные меры, нужно изменить подобное отношение чиновников и всех людей, которые работают в этой системе. Со своей стороны, Церковь готова участвовать и помогать государству.

Диакония.ru/Патриархия.ru

 

Материалы по теме

При участии Синодального отдела по благотворительности в Пятигорской епархии прошел семинар по помощи детям-сиротам и приемным семьям

На территории Паломнического центра Псково-Печерского монастыря откроется реабилитационный центр для участников СВО

Сочинская епархия оказывает помощь жителям Туапсинского района, пострадавшим вследствие разрушительных ливней

Протоиерей Михаил Потокин вручил награды Синодального отдела по благотворительности представителям Сочинской епархии

В Москве состоится пресс-конференция о помощи Церкви мирным жителям Донбасса и людям с инвалидностью

В церковном центре помощи раздают питьевую воду нуждающимся жителям Донецка

При поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности в Выксе открылся епархиальный центр помощи женщинам, страдающим химическими зависимостями

Синодальный отдел по благотворительности запустил второй поток онлайн-курса для сотрудников детских церковных приютов

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Патриарший экзарх Африки совершил Литургию в столице Камеруна

Другие интервью

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской во Франции: нести веру в Христа в современном мире

Митрополит Волоколамский Антоний: Политизация Всемирного совета церквей — угроза его будущему

Церковь открыла более десяти центров помощи жителям, пострадавшим в зоне конфликта

Почему нам нужен диалог ученых, художников и верующих людей?

В.Р. Легойда: Не надо искать Бога «не там». Как не дать расшатать общество

Митрополит Волоколамский Антоний: Мы занялись большой и новой для нас в Африке работой

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет