Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на презентации книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на презентации книги 'Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года
Версия для печати
15 января 2009 г. 18:11

В Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года».

Мой интерес к истории Православия в США и в частности на Аляске возник давно. Первые выписки на эту тему сделаны были еще в бытность преподавателем Обшей церковной истории в Московской духовной академии и семинарии. После направления меня на служение в США, где я трудился на должности управляющего Патриаршими приходами восемь лет, я смог более глубоко работать над данной темой. Там появилась возможность изучать архивные документы и дореволюционные периодические издания и, самое главное, побывать на самой Аляске. Меня увлекло не только обилие малодоступного в России материала, я нашел совсем неизвестные до того факты. Например, в одном из номеров Американского Православного Вестника за 1899 год было опубликовано письмо женатому священнику Петру Митягину, но везде в составе первой духовной миссии указывались только монашествующие. Находясь в Америке, я начал систематически собирать материалы по теме и делать наброски. Там же была опубликована моя первая статья о нашей миссии. По возвращении из Америки работа была продолжена, но из-за большой загруженности, подготовка настоящего труда заняла достаточно много времени. За этот немалый срок мне удалось найти многие первоисточники в наших отечественных архивных фондах и библиотеках, что позволило детально проработать уже известные и впервые описать неисследованные страницы истории.

В последние годы тема истории Аляски весьма популярна и актуальна. Это, безусловно, неотъемлемая часть нашей отечественной истории. Но это еще и история нашей отечественной культуры, причем история долговременная, не ограничивающаяся продажей Аляски Соединенным Штатам. Даже сейчас, спустя 140 лет после того, как Аляска стала частью США, чувствуется приобщенность местного населения к русской духовной культуре. И сегодня в православных храмах на Аляске верующие возносят молитвы на нескольких языках, кроме английского и своего родного, еще сохраняется в употреблении и церковнославянский язык, а детям при Крещении дают русские имена.

Русская духовная культура не прекратила свое существование на Аляске во многом благодаря тому, что Русская Церковь продолжила свою деятельность на ее территории и после 1867 года. Однако изучением церковной истории на Аляске в ее американский период еще никто не занимался несмотря на то, что еще полвека после продажи Аляска оставалась канонической территорией Русской Православной Церкви. При этом численность нашего духовенства на Аляске к концу XIX века почти в 2 раза превосходила количество служивших там православных священников в период расцвета миссии в Русской Америке. В то время там была намного более развитой была и внутриприходская жизнь по сравнению с русским периодом. В книге представлено исследование распространения и утверждения православной веры и церковной традиции среди коренных жителей Аляски, соприкоснувшихся в той или иной мере с русской культурой, и особое внимание уделено малоизученному американскому периоду. В этом отношении книга является первым опытом изучения указанной церковной эпохи в данном регионе.

Русская история Североамериканского континента началась в первой половине XVIII века с открытия его северо-западных окраин. Русские землепроходцы и промышленники, первыми вступившие в контакт с местным населением, знакомили американских туземцев — алеутов, эскимосов, индейцев — с православными традициями и обычаями и русской культурой. Члены первой духовной миссии крестили тысячи туземцев, призывая их отказаться от языческих заблуждений и соблюдать христианские нравственные нормы. Они не имели возможности передать глубокий смысл евангельского учения, поскольку в языке американских аборигенов отсутствовали соответствующие понятия. Но подвижническая жизнь миссионеров, наполненная состраданием и деятельной заботой о притесняемых, лучше всего привлекала туземных жителей к православной вере и подготовила почву для осознанного восприятия ими истин Православия в период расцвета православной миссии на Аляске при святителе Иннокентии (Вениаминове). Сначала в качестве священника-миссионера, а затем епископа Камчатского, Алеутского и Курильского, он много сделал для просвещения народов Аляски Евангельским учением и для распространения среди них Православия. Он создал алеутскую письменность, а затем вместе со своими сподвижниками сделал переводы текстов Священного Писания, молитв и катехизических поучений на языки народностей всех основных языковых групп Аляски и издал многие из этих переводов. Им был заложен там фундамент православной миссии, которая имела потенциальную возможность развития и в континентальной части Америке. Он уделял особое внимание созданию крепких церковных общин и формированию при них школ для детей. Понимая, важность правильной организации подготовки кадров, а так же осознавая, что наиболее эффективно там смогут трудиться священнослужители, знающие особенности Аляски, он организовал духовную семинарию, выпускники которой принимали активное участие в просвещении местных жителей.

В 1867 г. Аляска стала частью Соединенных Штатов. Но все, что было сделано для распространения православной веры и традиции среди ее коренных жителей в русский период, стало надежным фундаментом для дальнейшей деятельности Православной Церкви на ее территории уже в составе другого государства, в иной политической, религиозной и социально-экономической обстановке. С целью духовного окормления многочисленной православной паствы было решено оставить действовавшие на Аляске приходы в юрисдикции Русской Православной Церкви, а для их управления учредить специальную Алеутскую епархию.

В самые первые годы после продажи Аляски административный центр епархии был перенесен в Сан-Франциско, а в 1904 г. в Нью-Йорк. Таким образом, Алеутская епархия стала первой епархией Русской Православной Церкви, действовавшей на территории иностранного государства, в активном инославном и инокультурном окружении, где не было административной поддержки. На Аляске была создана новая система образования, соответствующая американскому стандарту, свою деятельность развернули представители инославных конфессий, торговля и все промыслы перешли к американским компаниям, а священнослужители должны были научиться представлять интересы своей паствы в новых общественно-политических и экономических условиях. В этот период Церкви предстояло найти новые формы работы со своей паствой, чтобы сохранить духовную культуру и уберечь ее от нравственного разложения. Этот опыт организации церковной жизни в секулярном и поликонфессиональном обществе актуален и полезен для современной церковной общины.

На основании обширного фактологического материала, в книге приводится много свидетельств очевидцев и современников, что, надеюсь, сделало ее настолько же интересной, какой была и работа над источниками: сотнями архивных документов, публикаций миссионерских журналов, путевых записок путешественников и статей о церковной жизни на Аляске, а также письмами и книгами как святителя Иннокентия, так и других потрудившихся там миссионеров.

Главным итогом более чем вековой деятельности Русской Православной Церкви на Аляске стала верность ее коренных жителей Православию. На вопрос, каким образом русская цивилизация смогла оставить столь глубокий след на Североамериканском континенте, призвана ответить представляемая книга.

В заключение мне бы хотелось привести две цитаты. Американский автор о Русской Америке Виктор Петров, находившийся на Аляске в дни празднования там 200-летия Православия, писал: «Особенно поразительно, когда жители Алеутских островов, по рождению настоящие природные американцы, потомки алеутов, эскимосов и индейцев, а также креолы, гордятся своим Православием и говорят, что их Церковь — Русская Православная Церковь». Эта его оценка дает основание заключить, что навсегда останутся в силе слова, написанные еще в XIX в.: «Православие — такой след русской цивилизации на Алеутском архипелаге, которым справедливо может гордиться русская национальность».

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги-альбома «Принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию 21 мая — 28 июля 2017 года»

Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на презентации китайского издания книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность»

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации японского перевода книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации литовского издания книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации эстонского перевода книги Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности»

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на презентации книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года

Приветствие Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра читателям «Библейского словаря» Н.Н. Глубоковского