Biserica Ortodoxă Rusă

Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarhia

Învierea care nu se aseamănă cu sine însăși

Învierea care nu se aseamănă cu sine însăși
Versiune pentru tipar
17 aprilie 2020 14:45

Член Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда дал интервью «Российской газете».

— Мы встречаем праздник Пасхи, не похожий ни на какой другой за последние 30 лет. Переживаем эпидемию и карантин, объективность которых становится все очевиднее. С каким вызовом мы столкнулись?

— Пока любые попытки проанализировать то, что происходит, мне кажутся поверхностными. Чтобы мы поняли, что это такое, должно пройти время. Думаю, что без необходимой исторической дистанции — «лицом к лицу лица не увидать» — мы не увидим эту ситуацию объемно и глубоко. Но очевидно, что это серьезный вызов. И переживаемое сейчас нами понуждает нас переосмыслить многие вещи. И в нашей жизни вообще, и в церковной жизни также. Хотя, повторю, все выводы из серии «мир больше никогда не будет прежним» и т.д. мне кажутся преждевременными.

Для церковных людей, конечно, очень непросто пережить невозможность находиться в храме, причаститься… Но все не случайно. И эту ситуацию Господь явно посылает нам для какого-то глубокого переосмысления себя. И может быть мы научимся по-настоящему ценить то, что нам было дано в последние 30 лет.

Патриарх однажды рассказывал пронзительную историю о том, как в Ленинградскую духовную академию (в бытность его ректором ее) поступал юноша, на вопрос «Как часто вы причащаетесь?» ответивший «Один раз». Но оказалось не один раз в неделю и не один раз в месяц, а один раз… в жизни. Это было советское время, он был верующим парнем, но в деревне, где он жил, ни храма, ни священника не было. Для меня эта история сегодня приобрела особое звучание. Как и все истории наших дедов, встречавших Пасху в лагерях и ссылках, перестали сейчас быть лишь текстами из книг. В том смысле, что понимаешь, что да, мы переживаем какие-то испытания, но … в очень мягкой форме, как точно сказал один мой добрый знакомый, «в кресле за компом, с кофе и печеньем на блюдечке». И поэтому когда-то кто-то из верующих вдруг по рьяности своей говорит «Костьми ляжем, но в храм пойдем!», хочется ответить «Но ведь же храмы не закрывают на годы, мотивируя это атеизмом». Речь же о небольшом времени, в котором нас Священноначалие просит помолиться — помолиться, а не пересидеть! — дома.

Недавно одна моя знакомая, верующая и церковная, заметила, что тех, кто заявляет «Все равно пойдем в храм!», объединяет одна фраза «Я хочу…». Очень показательно, правда, вот это вот «я хочу». Не такое желание должно нами двигать.

— С каким явлением мы столкнулись? Взорвалась биологическая бомба, и надо вести себя отчасти как на войне? Ситуация требует знания, внимания, ответственности, предосторожности, соблюдения культурных (санитарных, в первую очередь) норм, а от верующих еще и усиления молитвы и морального, философского, духовного осознания ситуации?

— Еще раз повторю, что для оценки таких событий нужна историческая дистанция. Уверен, что уже через год, и тем более через 5-10 лет мы увидим ее иначе. Так, как сейчас не способны. Очень много сейчас общаясь с разными людьми — от санитарных врачей до сотрудников мэрии, вице-премьеров и коллег из Администрации президента — мы видим, с каким колоссальным напряжением они работают. Все понимают серьезность угрозы, стремятся не допустить большой беды. Мы проходим через тяжелое испытание — и психологическое, и духовное, и материальное (понятно же, что ситуация сильно ударит по благосостоянию, по занятости). Но выбрана, по-моему, самая важная линия — на сохранение жизни и здоровья людей.

Задача христианина, анализируя эту ситуацию, ответить на вопрос не «почему?», а «для чего?. Христианское измерение заставляет спрашивать «А что же я?». Вряд ли кто-то из нас может принять решающие меры для сохранения экономики страны или перестроить систему здравоохранения — этим должно заниматься государство. Но мы можем отвечать на подобные вопросы применительно к себе: кому я сейчас помогаю, кого утешил, успокоил, кому продуктов отвез? Ради кого смог пожертвовать чем-то важным и удобным, включая частое посещение богослужений — на время, чтобы обезопасить ближних?

Мы так много говорим о важности и необходимости личной молитвы, но при этом бываем обречены утром молиться на бегу, а вечером, валясь от усталости. А сейчас, когда находимся дома, можно встать и помолиться. Все ли мы к этому готовы? Все ли, кто бьется за право любой ценой пойти сейчас в храм, стал больше молиться дома, затворив за собой дверь свою, по слову Евангелия?

И когда жизнь в квартире может показаться запертой, как в клетке, верующим нельзя забывать, что Бог всегда открывает дверь. И очень важно идти именно туда, куда Он нас зовет. И вот с этой точки зрения эпидемия может оказаться очень важным опытом. И когда все вернется на круги своя, а мы в храмы — а я уверен, что это случится в ближайшее время — мы, возможно, выйдем из этого испытания и нравственно, и духовно обновленными.

— Как воспринимают все происходящее священнослужители?

— Патриарх еще в первой проповеди в связи с пандемией с большим волнением сказал: 51 год я призывал вас приходить в храмы, представьте, каково мне сейчас просить вас остаться дома… Конечно, все эти обстоятельства воспринимаются с болью.

— Паства слушается благословления Патриарха оставаться дома?

— В разных регионах сейчас разная эпидемиологическая ситуация, и соответственно разные правила посещения храмов. Самые проблемные зоны — Москва и Московская область. Люди здесь переживают и по-разному реагируют. Есть и такие, для которых никто и ничто не указ. И нам необходимо об этом глубоко задуматься.

Мы с вами не раз касались темы некоторой сконструированности наших представлений о церковной жизни по нашим представлениям о том, как это было до революции или в древности. И многие уже понимали необходимость переосмысления всего этого, отчасти понапридуманного. Вот Господь и послал нам такое испытание. Не мысленное — реальное, на практике жизни.

Я сейчас много разного слышу о происходящем с нами, но одна мысль мне показалось особенно правильной: увлекаясь аскетической стороной христианской жизни, мы, может быть, порой забывали этическую. А теперь вопрос о нравственной составляющей стал ребром: не как жестко ты постишься, а чем ты готов пожертвовать ради других людей?

Когда человеку, который ничего не боится и ничем не рискует (как он думает), нужно пожертвовать возможностью побывать в храме ради других людей — это нравственна дилемма. И люди, движимые «я хочу», с трудом проходят это испытание. Я недавно своим близким, которые рвутся идти в храм, несмотря на благословение Патриарха молиться дома, сказал, что мне это напоминает, — извините за стилистически сниженное сравнение — попытку объехать по обочине автомобильную пробку.

Пренебрегая своей безопасностью, и ставя под угрозу безопасность других. Не люблю сентенций вроде «Каждому времени — свои испытания», но тем, кто очень переживает из-за того, что он сейчас не в храме, напомню, что Пасха у себя дома это не самое печальное и трагическое. Это же не Пасха на Соловках на Секирной горе, откуда мало кто выходил живым. И не Пасха на войне. И мы должны провести ее радостно, потому что — по евангельскому слову — не имеем права позволить ничему «отлучить нас от Любви Божией». Господь с нами. Вопрос — готовы ли мы быть с Ним? Или мы будем продолжать быть движимыми «я хочу». Алексей Ильич Осипов недавно в программе «Реакция» на телеканале «Спас» хорошо сказал: Господь нам дает в этот пост и в эту Страстную, помолиться вот так. А мы: Господи, нет-нет, мы так не хотим, мы хотим по-другому. Надо подумать, Кому мы это говорим. Мы это Богу говорим. Любя повторять слово «смирение», мы все-таки не всегда применяем его к своей жизни.

— Как быть околоцерковным людям, стремящимся в такие дни в храмы освящать пасхальную снедь?

— На официальных интернет-ресурсах Русской Православной Церкви опубликовано, как можно благословить дома пасхи, куличи, яйца и прочую пасхальную снедь. Люди, приготовившие куличи и пасхи, должны прочитать пасхальный тропарь, и если у кого есть святая вода, покропить ею пасхальные снеди. И потом спокойно и радостно вкушать приготовленное. Собственно, помолиться, как мы и так молимся перед каждым вкушением пиши, благословляя ее.

— Как сейчас строится служение священников? Причащают ли они больных коронавирусом?

— Священнослужители, как и врачи, сегодня оказались «на переднем крае». Несмотря на то, что людей в храме стало значительно меньше, постоянно приходится общаться с ними, в том числе и по телефону, и по почте, причащать больных на дому.

Служение сопряжено с очень большим, просто огромным напряжением. Мы не скрываем, что в Москве есть уже заболевшие COVID-19 священники.

Что же касается посещения священниками больных в больницах — для таинств, Исповеди и Причастия, то здесь ситуация очень сложная. Сейчас мы фактически лишены такого доступа по требованию врачей. Но мы находимся в постоянном диалоге с министерством здравоохранения и с другими структурами, пытаясь объяснить необходимость этого. У нас даже есть священники, специально подготовленные для того, чтобы причащать больных. Да, с использованием специальных костюмов, более того, по правилам инфекционного блока, когда священник, туда вошедший, должен фактически, как врач, остаться там на какое-то время жить. Так вот, священники готовы оставаться там какое-то время под наблюдением врачей и оказывая при этом духовную помощь людям.

Но это наше предложение пока не находит отклика. Обвинять никого не могу и не хочу, понимая, в какой сложной ситуации находятся врачи, однако мы продолжаем обращаться и просить, чтобы нам разрешили это делать с соблюдением всех санитарных норм и правил.

— Чем занята Рабочая группа при Патриархе, созданная для работы в условиях пандемии?

— Вот всеми этими вопросами, а их огромное количество и в Москве, и в других регионах. Я тут обнаружил, что, когда мы перешли на дистанционную систему работы, времени не стало вообще.

— А Святейший Патриарх?

— Святейший спокоен, собран. Очень переживает ситуацию с храмами, в которых предписаниями властей остались служить только священнослужители, певчие и помощники за богослужением, но понимает, что на какое-то время этого нельзя избежать. И, конечно, Патриарх горячо молится за то, чтобы эта ситуация скорее закончилась. И это дает силы ему и людям вокруг него.

— Какой бы Церковь дала прогноз на будущее?

— Прогноз следует из оценок ситуации. А попытки оценить ситуацию пока весьма поверхностные, повторю — только историческая дистанция поможет нам все оценить и ответить на вопрос «что это и как из этого выйти»? Сейчас важнее каждому лично правильно вести себя. Ведь люди проявляются в критической ситуации, которая многие вещи обнажает.

Пасха — осевое событие... Вопрос в том, насколько у нас хватит силы, мудрости, смирения, чтобы принять то, что посылает нам Господь.

Мы вроде бы привыкли работать в ситуации стресса. Но оказывается, все может быть куда сложнее, чем представлялось еще совсем недавно. Недавно с членами Рабочей группы говорили, какими же смешными нам кажутся сейчас проблемы, которые еще месяц назад нас очень сильно волновали.

— Давайте вернемся к смыслу праздника: почему Пасха не умаляется никакими обстоятельствами? Что она нам дает и о чем извещает мир?

— Пасха — Воскресение Христово — это главное событие человеческой истории. Которая знала много всего — и эпидемии, и войны, и природные катаклизмы. Но Пасха — осевое событие, и остается таковым. Воскресение Христово собирает существование и каждого из нас, и всего человечества, и истории человеческой. Невозможно себе представить что-то, что было бы важнее или сильнее этого события. Вопрос только в том, насколько мы можем стать его причастниками. Насколько у нас хватит силы, мудрости, смирения, чтобы принять то, что сейчас посылает нам Господь. Не продолжать жить, прилепившись к излюбленным представлениям последних лет и к «я хочу», а сказать, как когда-то Пресвятая Богородица посланному ей ангелу, «да будет мне по слову твоему».

«Российская газета»/Патриархия.ru

Versiunea: rusă

Materiale la temă

În Duminica a 23-a după Cincizecime Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a săvârșit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” din Moscova

A avut loc întâlnirea în format online a Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu preoții care slujesc în „zonele roșii” din spitale

A avut loc întâlnirea în regim online a Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu delegații celui de-al IX--lea festival „Credință și cuvânt”

Întâlnirea în regim online a Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu delegații celui de-al IX--lea festival „Credință și cuvânt”

Interviul de Crăciun al Sanctității Sale Patriarhul Moscovei și al întregii Rusii Chiril

PASTORALA LA NAȘTEREA DOMNULUI a Sanctității Sale Patriarhul Moscovei și al întregii Rusii Chiril [Patriarhul : Mesaje]

A avut loc întâlnirea Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu ambasadorul României în Rusia, Cristian Istrate

A avut loc întâlnirea în format online a Sanctității Sale Patriarhul Chiril cu preoții care slujesc în „zonele roșii” din spitale

De ziua odovaniei praznicului Învierii Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a săvârșit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Slujirea Patriarhului de ziua odovaniei praznicului Învierii Domnului la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

De ziua odovaniei praznicului Învierii Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a săvârșit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski”

Predica Sanctității Sale Patriarhul Chiril rostită în Duminica a 3-a după Paști după Dumnezeiasca Liturghie săvârșită în Catedrala „Hristos Mântuitorul” [Patriarhul : Predici]