Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Инокиня Ксения (Чернега): Большинство выводов заключения Общественной палаты по законопроекту о передаче имущества религиозным организациям грубо противоречат действующему законодательству

Инокиня Ксения (Чернега): Большинство выводов заключения Общественной палаты по законопроекту о передаче имущества религиозным организациям грубо противоречат действующему законодательству
Версія для друку
6 жовтня 2010 р. 18:28

Члены Общественной палаты России не могут прийти к общему мнению относительно законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Комиссия Палаты по сохранению и развитию отечественной культуры провела экспертизу и пришла к выводу, что проект противоречит принципам, закрепленным в Конституции страны. В интервью порталу «Интерфакс-Религия» ситуацию прокомментировала юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

— Матушка Ксения, эксперты комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры, изучив законопроект, заключили, что он противоречит действующей Конституции. Как обстоят дела, по Вашему мнению?

— Большинство выводов и предложений, содержащихся в заключении, вступают в грубое противоречие с действующим законодательством и, безусловно, не могут быть учтены в тексте законопроекта.

— Например?

— Авторы заключения предлагают дополнить законопроект нормами, наделяющими музеи не свойственными им полномочиями в отношении памятников истории и культуры, переданных религиозным организациям. Так, в заключении утверждается, что на государственные учреждения культуры (музеи) должны быть возложены функции контроля за сохранностью объектов культурного наследия.

Между тем, согласно статье 39 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» контроль за состоянием объектов культурного наследия осуществляют не музеи, а государственные органы охраны объектов культурного наследия (в частности, Росохранкультура). Передача контрольных полномочий музеям, которые, наряду с прочими юридическими лицами, являются пользователями памятников истории и культуры, законодательством не предусмотрена. Сама по себе постановка вопроса о передаче государственно-властных полномочий учреждениям культуры кажется, по меньшей мере, странной.

Авторы заключения утверждают, что музеи «специализируются на сохранении и восстановлении исторических ценностей». Между тем, как отмечают они, данный вид деятельности не является основным для религиозных организаций. В этой связи авторы законопроекта предлагают возложить функции по сохранению и восстановлению памятников истории и культуры религиозного назначения на государственные музеи.

Подобные заявления, равно как и вытекающие из них предложения к тексту законопроекта, также грубо противоречат нормам действующего законодательства.

— Кто, по-Вашему, действительно специализируется на сохранении и восстановлении ценностей?

— Согласно статье 40 упомянутого федерального закона, «сохранение — это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы». Очевидно, что специализируются на сохранении памятников истории и культуры отнюдь не музеи, а реставраторы. При этом любой пользователь и собственник, независимо от основных целей своей деятельности, обязан заключить с государственным органом охраны объектов культурного наследия охранное обязательство (или обязательство по сохранению). Профиль деятельности пользователя (собственника) памятника не имеет абсолютно никакого значения. Учреждения культуры, религиозные организации, так же как и все прочие юридические лица, равным образом должны обеспечивать сохранность переданных им объектов. Таким образом, функции по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия не являются и не могут являться прерогативой государственных музеев.

— Что говорится в заключении о прекращении права оперативного управления музеев на передаваемое религиозным организациям имущество?

— В заключении предлагается включить в законопроект норму, устанавливающую требование о прекращении права оперативного управления музеев на передаваемое религиозным организациям имущество исключительно с согласия музеев.

Однако Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает несколько оснований прекращения права оперативного управления государственных учреждений на имущество:

  • изъятие собственником излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества (п. 2 ст. 296 ГК РФ);
  • добровольный отказ учреждения от права оперативного управления (п. 3 ст. 299, 236 ГК РФ).

При этом в случае изъятия имущества из оперативного управления учреждения согласия данного учреждения на изъятие имущества не требуется. И было бы странным, если бы такое требование в Гражданском кодексе содержалось.

Версія: російська

Матеріали за темою

Підписано договір про співпрацю Московської духовної академії та Сергієво-Посадського музею-заповідника

Вітання Святішого Патріарха Кирила з нагоди 125-річчя Державного Руського музею [Патріарх : Привітання та звернення]

У Санкт-Петербурзі відкрилася виставка ікон радянської доби

30-річчя відновлення богослужбового життя відзначили у храмі при Державній Третьяковській галереї

Будівлю храму Живоначальної Трійці у Борисові м. Москви передано у власність Церкви

Парафії московського храму безсрібників Косми і Даміана на Маросейці передано житловий корпус колишнього Златоустівського монастиря

Керівник Фінансово-господарського управління взяв участь у нараді з питань передачі майна релігійним організаціям

Митрополит Клинський Леонід: Руська Православна Церква допоможе вирішити проблему храмів на Африканському континенті

Відбулося відкриття першого Патріаршого міжнародного фестивалю спортивних єдиноборств та бойових мистецтв «Кубок рівноапостольного Миколая Японського»

У Луганську пройшов круглий стіл, присвячений правозастосовчій практиці в галузі свободи совісті

У Громадській палаті Росії підбили річні підсумки церковної допомоги біженцям і мирним жителям у зоні конфлікту

Представник ВЗЦЗ взяв участь у міжрелігійному форумі у Громадській палаті Російської Федерації

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші документи

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії до проєкту закону «Про здійснення ідентифікації та (або) аутентифікації фізичних осіб із використанням біометричних персональних даних»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії щодо прийняття наказу Мін'юсту Росії від 04.07.2022 № 110 "Про затвердження Правил внутрішнього розпорядку слідчих ізоляторів кримінально-виконавчої системи..."

Спростилося оформлення права власності на будинки причту. Як зміни у федеральному законодавстві позначаться на релігійних організаціях Росії

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Роз'яснення Правового управління щодо підписаних Президентом РФ 2 липня 2021 року трьох Федеральних законів, спрямованих на регулювання діяльності релігійних організацій

Поправки до Закону про передачу майна: розширено перелік об'єктів, що передаються

Коментар Правового управління Московської Патріархії з приводу змін до закону «Про протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, і фінансуванню тероризму» в частині уточнення вимог щодо релігійних організацій

Коментар Правового управління Московської Патріархії у зв'язку з підписанням Президентом РФ Федерального закону № 477-ФЗ «Про внесення змін до Трудового кодексу РФ в частині встановлення особливостей регулювання праці осіб, що працюють у роботодавців, які є некомерційними організаціями»