Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Интервью юрисконсульта Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) порталу «Интерфакс-Религия»

Версія для друку
28 червня 2010 р. 16:27

В интервью порталу «Интерфакс-Религия» юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) прокомментировала законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», недавно внесенный в Госдуму Правительством РФ.

— Матушка Ксения, зачем необходим этот законопроект?

— Главной задачей законопроекта о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения является определение единого (универсального) порядка безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований. Сегодня на федеральном уровне урегулирован лишь порядок передачи в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций федерального имущества.

Именно поэтому во многих российских субъектах передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности этих субъектов, осуществляется спонтанно. Встречаются случаи произвола органов государственной власти и органов местного самоуправления. В большинстве случаев имущество передается в безвозмездное пользование, а не в собственность религиозных организаций. Единые требования к документации, подлежащей предоставлению в уполномоченные органы для решения вопроса о передаче, отсутствуют. Договоры безвозмездного пользования, заключаемые в регионах, содержат кабальные для религиозных организаций условия.

С принятием законопроекта волюнтаризму региональных и местных властей в сфере передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения будет положен предел.

— Какие уточнения вносит законопроект?

— Законопроект, в отличие от действующих нормативных правовых актов, устанавливает исчерпывающий (закрытый) перечень оснований отказа в передаче имущества. На сегодня такой перечень не установлен. Более того, согласно решению Верховного Суда России от 5 октября 2004 года, в передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения на определенном этапе может быть отказано, «поскольку его передача на данном этапе не предусмотрена».

Весьма важно установленное законопроектом требование об обязательном прекращении вещных прав государственных учреждений и предприятий на передаваемое религиозным организациям недвижимое имущество. При этом выселение государственных учреждений культуры из зданий религиозного назначения должно осуществляться только при условии предоставления им равноценных зданий (помещений).

— Как документ регулирует ситуацию в сфере музейных ценностей?

— Законопроект содержит две нормы на этот счет. В статье 1 законопроекта сказано, что он не распространяет свое действие на случаи передачи религиозным организациям музейных ценностей, составляющих государственную часть Музейного фонда России, а в статье 12 проекта конкретизируется, что такая передача должна осуществляться в соответствии с нормами законодательства о музейном фонде. Важно отметить, что, согласно статьям 14 и 15 федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда, являются исключительной государственной собственностью и отчуждению не подлежат за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции. Таким образом, закон не предусматривает возможность передачи данных объектов в собственность религиозных организаций.

Вместе с тем музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда, могут передаваться религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование в порядке, предусмотренном пунктами 11-13 положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного постановлением правительства России от 30 июня 2001 года № 490.

— В каких случаях возможна передача в безвозмездное срочное пользование?

— Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации музейных ценностей религиозного назначения является письменное обращение религиозной организации, направляемое в министерство культуры. К обращению, в частности, прилагаются:

  • справка органа внутренних дел по месту расположения религиозной организации о наличии или об отсутствии охраны объекта, об оснащении помещений охранной сигнализацией;
  • справка из государственной противопожарной службы по месту расположения религиозной организации об оснащении помещений пожарной сигнализацией.

Хотелось бы отметить, что в случае передачи музейных ценностей в безвозмездное пользование религиозным организациям принадлежащее государственным музеям право оперативного управления в отношении этих музейных ценностей сохраняется.

Именно поэтому заключаемые между Минкультуры России, государственными музеями и религиозными организациями трехсторонние договоры безвозмездного срочного пользования музейными предметами (коллекциями) предусматривают обязательство государственных музеев, в оперативном управлении которых находятся данные музейные предметы (коллекции), осуществлять периодический осмотр, ежегодную инвентаризацию и контроль за их сохранностью. В этой связи ответственность за инциденты, подобные разрушению от грибка Боголюбской иконы Божией Матери, размещенной в храме Боголюбского монастыря Владимирской епархии, должен нести, в первую очередь, соответствующий государственный музей, не осуществивший договорное обязательство по контролю за сохранностью этой иконы. Если бы контроль осуществлялся надлежащим образом и своевременно, то разрушение иконы было бы вовремя предотвращено.

— Нынешний законопроект как-то регулирует сферу таких договоров?

— Нарушение сторонами заключенных договоров безвозмездного пользования музейными ценностями и ответственность за такое нарушение не входят в предмет регулирования законопроекта. Данные вопросы урегулированы действующим гражданским законодательством и законом о музейном фонде.

Поэтому считаю, что процесс разработки и последующего принятия упомянутого законопроекта является для музейного сообщества не более чем удобным поводом для вынесения на суд общественности недостатков практики применения норм законодательства в сфере музейного дела. Таких недостатков много, но виновны в них не только те, кто предоставляет храмовые помещения для размещения музейных предметов религиозного назначения, но главным образом те, кто обязан осуществлять контроль за их сохранностью.

Версія: російська

Матеріали за темою

Підписано договір про співпрацю Московської духовної академії та Сергієво-Посадського музею-заповідника

Вітання Святішого Патріарха Кирила з нагоди 125-річчя Державного Руського музею [Патріарх : Привітання та звернення]

У Санкт-Петербурзі відкрилася виставка ікон радянської доби

30-річчя відновлення богослужбового життя відзначили у храмі при Державній Третьяковській галереї

Будівлю храму Живоначальної Трійці у Борисові м. Москви передано у власність Церкви

Парафії московського храму безсрібників Косми і Даміана на Маросейці передано житловий корпус колишнього Златоустівського монастиря

Керівник Фінансово-господарського управління взяв участь у нараді з питань передачі майна релігійним організаціям

Митрополит Клинський Леонід: Руська Православна Церква допоможе вирішити проблему храмів на Африканському континенті

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші документи

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії до проєкту закону «Про здійснення ідентифікації та (або) аутентифікації фізичних осіб із використанням біометричних персональних даних»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії щодо прийняття наказу Мін'юсту Росії від 04.07.2022 № 110 "Про затвердження Правил внутрішнього розпорядку слідчих ізоляторів кримінально-виконавчої системи..."

Спростилося оформлення права власності на будинки причту. Як зміни у федеральному законодавстві позначаться на релігійних організаціях Росії

Коментар юрисконсульта Навчального комітету щодо «Закону про наукову аспірантуру»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Роз'яснення Правового управління щодо підписаних Президентом РФ 2 липня 2021 року трьох Федеральних законів, спрямованих на регулювання діяльності релігійних організацій

Поправки до Закону про передачу майна: розширено перелік об'єктів, що передаються

Коментар Правового управління Московської Патріархії з приводу змін до закону «Про протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, і фінансуванню тероризму» в частині уточнення вимог щодо релігійних організацій

Коментар Правового управління Московської Патріархії у зв'язку з підписанням Президентом РФ Федерального закону № 477-ФЗ «Про внесення змін до Трудового кодексу РФ в частині встановлення особливостей регулювання праці осіб, що працюють у роботодавців, які є некомерційними організаціями»