Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

На засіданні наукового лекторію «Крапивенський 4» обговорили взаємини Константинопольського Патріархату з Руською Православною Церквою наприкінці XVIII ст.

На засіданні наукового лекторію «Крапивенський 4» обговорили взаємини Константинопольського Патріархату з Руською Православною Церквою наприкінці XVIII ст.
Версія для друку
23 березня 2022 р. 18:24
16 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Фанар vs Русская Православная Церковь в конце XVIII века» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик отметил, что тема взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом не перестает быть актуальной. «На фоне напряженности, которая в последнее время возникла во Вселенском Православии в связи с легализацией Константинопольским Патриархом Варфоломеем украинских раскольников и созданием т.н. ПЦУ, можно столкнуться с мнением, что якобы экклесиология, на основании которой Фанар обладает правом вмешиваться в жизнь автокефальных Православных Церквей, сложилась только в ХХ веке. Однако экклесиология Фанара сложилась вовсе не в ХХ столетии: хорошо известны претензии Константинопольской Патриархии на особые властные полномочия во Вселенском Православии, связанные с церковно-государственным симбиозом, сложившимся в Османской империи после 1453 года, а также представлением константинопольской иерархии о продолжении своей власти на всех территориях, входивших прежде в состав империи ромеев. Пользуясь поддержкой турецкого правительства, Фанар в течение нескольких столетий вмешивался в дела Поместных Церквей, оказавшихся в пределах Высокой Порты, последовательно подчиняя их своей власти. Вместе с тем, уже в конце XVIII столетия он попытался вмешиваться в дела Русской Православной Церкви, которая не входила в состав Османской империи», — считает церковный историк.

Протоиерей Александр Романчук напомнил о том, что в ноябре 1790 года власти Речи Посполитой широко распространили среди населения белорусских и украинских земель листовку, содержащую пастырское послание Константинопольского Патриарха Неофита VII. «Для современников это было неожиданно и удивительно: во-первых, польское католическое правительство никогда не заботилось об улучшении положения Православной Церкви, поскольку стремилось к его искоренению; во-вторых, православные в польском государстве после 1686 года канонически подчинялись Святейшему Синоду Русской Церкви, вследствие чего несанкционированное обращение Предстоятеля одной Поместной Церкви к пастве другой нельзя было интерпретировать иначе как грубое нарушение канонического порядка, влекущее за собой осложнение межцерковных взаимоотношений. Вместе с тем, текст послания Патриарха Неофита VII никогда полностью не переводился на русский язык, что было бы полезно сделать в свете современных межцерковных отношений, — это послание проливает свет на многие процессы», — полагает докладчик.

Историк напомнил о том, что послание Патриарха Неофита VII было написано в ответ на просьбу польских правительственных кругов принять православное население Речи Посполитой в состав Константинопольской Церкви. «Это должно было прекратить церковно-правовую зависимость польских православных от Святейшего Синода Русской Православной Церкви и восстановить каноническое разделение Русской Церкви, существовавшее в период с 1459 по 1686 годы. Как следствие, пресекался церковный канал влияния Российской империи на политическую ситуацию в Польше, которая стояла в те годы на краю гибели. Исследование послания Патриарха Неофита VII позволяет заключить, что текст Послания был составлен Константинопольской Патриархией на греческом языке, а польские дипломаты предложили проект его перевода на польский. Неизвестно, правился ли он перед публикацией, поскольку до сих пор не удалось найти оригиналы листовок, распространявшихся в 1790 году, а греческий текст послания отсутствует. Однако можно предполагать, что мысли, изложенные в нем, соответствуют официальной позиции Фанара», — отметил отец Александр .

Обращаясь к анализу упомянутого послания, протоиерей Александр Романчук подчеркнул, что «Патриарх Неофит VII обосновывает правомочность обращения к пастве другой юрисдикции тем, что "власть во Вселенской Церкви правом Синода сообщена Нам". Безусловно, здесь имеются в виду автор послания — сам Патриарх, его предшественники и преемники. При этом, к тем, кто рискнул бы проявить сомнение в его власти над Вселенской Церковью, Патриарх Неофит обращается с прямыми угрозами. Причиной своего беспокойства за судьбу православных Речи Посполитой патриарх называет тот факт, что их духовная власть — Русская Церковь якобы заставляет присягать иноземному государству, тем самым обрекая их на преследования со стороны законных властей», — заявил докладчик.

Вместе с тем, протоиерей Александр Романчук отметил, что «Святейший Синод Русской Церкви в послании не упоминается, но ему косвенно бросается упрек в применении несовместимых с евангельскими заповедями принципов руководства той части Русской Церкви, которая находилась в пределах Польши. В целом Патриарх Неофит VII обвиняет Святейший Синод в том, что он в меньшей мере печется о духовном состоянии своей паствы и в большей мере заботится о продвижении политики России, заставляет православное духовенство проявлять нелояльность властям. Интересно и видение Патриархом путей исправления этого положения: он призывает быть преданной католической Польше и не тяготеть к иноземной России, называя ее чужеземной для них. Следование такому совету в стране, которая на протяжении всей своей истории пыталась уничтожить Православие, несомненно, вело бы к торжеству Брестской церковной унии», — считает историк.

«Из послания к православному населению Речи Посполитой следует, что Константинопольский Патриарх Неофит VII в 1790 году считал себя вправе по своему усмотрению вмешиваться в дела Поместных Церквей и брать под свой омофор любую из их частей в случае, если, по его мнению, руководство той или иной Поместной Церкви поступает неправильно. В Послании он не столько увещевает польских собратий по вере, сколько выступает в роли духовного Предстоятеля, которому принадлежит суд и право действовать без учета интереса других Поместных Церквей. За непослушание он грозит духовными карами. Не называя напрямую Святейший Синод Русской Церкви, Константинопольский Патриарх укоряет его в служении Российской империи. При этом он исходит из того, что в Речи Посполитой, как и в Османской империи Церковь может свободно существовать и развиваться», — отметил докладчик.

Церковный историк полагает, что послание Патриарха Неофита VII в полной мере согласуется с церковной политикой современной Константинопольской Патриархии. «Это послание служит яркой иллюстрацией для выводов протопресвитера Александра Шмемана, который указал на то, что особенности положения Константинопольской Патриархии в Османской империи способствовали формированию греческого национализма и представления об универсальной власти Вселенского Патриарха. В конце XVIII века обе этих тенденции уже вполне оформились. В своем послании Патриарх Неофит VII укоряет Русскую Церковь в том, что она не сумела обеспечить бесконфликтное положение православного населения в этой католической стране и прозрачно намекает, что возвращение польской православной паствы под его омофор исправил ситуацию. Очевидно можно говорить о попытке Константинопольского Патриарха Неофита VII воспользоваться польской политикой ради греческого реванша на западнорусских землях. Хронологически это был первый случай проявления враждебности Фанара к России и Русской Православной Церкви», — заключил протоиерей Александр Романчук .

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый проректор РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

У Дар-ес-Саламі в Танзанії стартували загальноосвітні курси для православної молоді

Почивать на лаврах некогда. О радостях и трудностях православной школы и перспективах выпускников [Iнтерв'ю]

Представники Міжвідомчої комісії з питань освіти ченців відвідали Новосибірську митрополію

У Єкатеринбурзі пройшов XVIII З'їзд православних законовчителів Єкатеринбурзької митрополії

Навчальний комітет Руської Православної Церкви затвердив типові робочі програми дисциплін, практик, підсумкової атестації в галузі підготовки іконописців

Підписано угоду про співпрацю між Синодальною бібліотекою Руської Православної Церкви та Перервинською духовною семінарією

У Московській духовній академії пройшли ІІІ Юстиніанівські читання

Розпочався моніторинг компетенцій випускників бакалаврату духовних навчальних закладів

Патріарший екзарх всієї Білорусі взяв участь у звітно-виборчій конференції Білоруського фонду миру

Фотовиставка «Зв'язок часів» до 1030-річчя Православ'я на білоруських землях

Патріарший екзарх усієї Білорусі очолив урочистості з нагоди актового дня Мінської духовної академії

Відбулася урочиста церемонія відкриття VIII Білоруських Різдвяних читань

Служив сумлінно та чесно. Ставропольський пастир Димитрій Семенов прославлений у лику новомучеників [Стаття]

В Елісті представили наукове видання книги архімандрита Мефодія (Львівського) «Калмики Большедербетівського улусу Ставропольської губернії»

«Вигрівай у мені дар священства». Про земне життя і подвиг священномученика Григорія Златорунського [Стаття]

У Санкт-Петербурзі відбулася VII наукова конференція «Православ'я на Далекому Сході»

В.Р. Легойда: Церква молиться про встановлення міцного та справедливого миру

О.В. Щипков: Церкву знищити неможливо

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документи]

У Волинській області освятили новий храм Української Православної Церкви замість захопленого розкольниками

Митрополит Волоколамський Іларіон прокоментував визнання Синодом Константинопольського Патріархату Македонської Церкви

«Справа Максима Кініка» і 4-те правило II Вселенського Собору та їх значення у дискусії про хіротонії [Стаття]

Вийшла у світ книга історика-візантиниста П.В. Кузенкова, присвячена проблемі сучасних міжцерковних відносин

На засіданні наукового лекторію «Крапивенський 4» обговорили взаємини Константинопольського Патріархату з Руською Православною Церквою наприкінці XVIII ст.

Відбулася зустріч Святішого Патріарха Кирила з послом Лівану

В.Р. Легойда: Церква молиться про встановлення міцного та справедливого миру

Блаженніший Патріарх Антіохійський Іоанн X прийняв представника Рeської Церкви та російського посла

Митрополит Клінський Леонід: Будь-які вердикти Олександрійської Церкви щодо духовенства Руської Православної Церкви будуть канонічно нікчемні [Iнтерв'ю]

Інші новини

У Московській духовній академії пройшли ІІІ Юстиніанівські читання

Синодальний відділ із благодійності проводить онлайн-курси для керівників та співробітників єпархіальних соціальних відділів

Синодальний комітет із взаємодії з козацтвом та Навчальний комітет провели вебінар, присвячений викладанню історії козацтва у духовних школах

Навчальний комітет провів онлайн-семінар «Обмін досвідом у галузі організації наукової роботи студентов»

Синодальний відділ із благодійності проведе курс вебінарів про допомогу дітям-сиротам

Голова ВЗЦЗ виступив на конференції Валдайського клубу «Релігійне багатоголосся та національна єдність»

У Москві відбувся науковий круглий стіл «Православ'я в Гагаузії: історія та сучасність»

Синодальний комітет із взаємодії з козацтвом провів вебінар із козацькими духівниками та отаманами Північно-Західного федерального округу

У Псковській єпархії пройшов ІХ Міжнародний науково-практичний Свято-Тихонівський форум

Росію відвідали представники академічних кіл Коптської Церкви