Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

«Не хочу вчитися — хочу стати семінаристом»? Протоієрей Вадим Леонов про майбутніх пастирів та їх освіту

«Не хочу вчитися — хочу стати семінаристом»? Протоієрей Вадим Леонов про майбутніх пастирів та їх освіту
Версія для друку
8 липня 2022 р. 11:26

Об иллюзии «быть православным и бескультурным», а также к чему должен быть готов будущий семинарист и кто сегодня хочет стать пастырем в интервью порталу Православие.ru размышляет и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.

— «Не хочу учиться, хочу стать семинаристом», — такие слова довелось мне услышать от одного славного юноши в ответ на упрек матери, что он забросил в школе математику с физикой. Отец Вадим, расскажите, пожалуйста, с каким обязательным багажом знаний должен прийти в духовную школу абитуриент?

— Такая иллюзия у ребят раньше встречалась чаще, сейчас, слава Богу, реже. У нее обычно две причины. Первая — это устаревший дореволюционный миф, что диплом в семинарии (бурсе) можно получить без среднего уровня образования. Этим удобно прикрывается элементарная человеческая лень и нежелание развиваться. Вторая причина — непонимание того, что священник — не просто человек, общающийся с Богом, но он также постоянно находится в общении с самыми разными людьми, он член Церкви, существующей в современном мире.

Для общения с Богом действительно не требуется много слов и знаний, ведь даже малое дитя может прекрасно общаться с Господом, и здесь нет необходимости в высшем образовании или ученой степени. Но священнослужитель призван помогать людям выстраивать их отношения с Богом и ближними. А для этого он должен уметь говорить с людьми на одном с ними языке, владеть их понятиями, представлениями, культурным багажом, жизненным опытом. Если этого в священнике нет, то он останется без паствы, будет отдален от прихожан своей культурной безграмотностью, своим невежеством — это печальная судьба.

Поэтому от каждого поступающего в духовные академии и семинарии уже на вступительных экзаменах требуется продемонстрировать базовый уровень образования не только в сфере богословских дисциплин (основы вероучения, Священное Писание, история Церкви, богослужение), но и светских. Имеются в виду не только высокие результаты ЕГЭ по русскому языку и истории, но и требования в области естественнонаучной и общекультурной подготовки. В Сретенской духовной академии абитуриенты проходят специальные тесты, где определяется их уровень по этим направлениям.

— Вы сказали, что священнику нельзя быть безграмотным и бескультурным. Почему это может иметь печальные последствия? И неужели науки, в том числе точные науки, так уж нужны?

— Культура, помимо всего прочего, — это универсальный язык взаимодействия. В той мере, насколько вы владеете этим языком, вы способны сформировать широкий круг общения. Для священника, который по определению призван приводить людей к Богу, — это стартовая позиция для начала диалога с любым человеком, который оказался перед ним. Конечно, в таком диалоге должен произойти переход с душевного (культурного) на духовный уровень, но без первой ступени лестница в небо может оказаться недоступной.

Противопоставление православной жизни и культурной чаще встречается у монашества. Звучит это приблизительно так: «Не хочу быть священником, хочу быть монахом, а монах — это тот, кто постоянно общается с Богом, поэтому светские знания и общекультурная подготовка мне не нужны». В чем здесь ошибка? Многие монахи со временем становятся духовниками, и у них может возникать проблема коммуникации, о которой я упомянул ранее. Кроме того, монахи, по слову прп. Иоанна Лествичника, являются примером для мирян, и если последние воспримут этот стереотип, то им в мирской жизни придется столкнуться с маргинализацией, с вытеснением из всех значимых жизненных процессов.

Еще в VIII веке прп. Иоанн Дамаскин описал ересь гносеомахии, что буквально означает «отвержение знания», «борьба со знаниями». Последователи этой ереси считали, что для спасения достаточно соблюдать в простоте принципы благочестия, а от светских и даже богословских знаний можно повредиться, впасть в гордость, поэтому надо их избегать и даже отвергать. Тот юноша, о котором Вы упомянули в начале нашего разговора, сам того не ведая, продемонстрировал свою приверженность этой ереси. В последующие века многие святые отцы упоминали о ее существовании и всегда ее осуждали, как неправильный, неприемлемый подход к духовной жизни.

Поскольку мы завели разговор о значении изучения наук для будущих священнослужителей, то выделю еще несколько важных моментов.

Во-первых, существуют два способа богопознания — естественный и сверхъестественный, которые соотносятся между собой как подготовительный и основной этап духовной жизни. Естественное богопознание происходит через созерцание гармонии, красоты, премудрости, причинности, целостности бытия. Научное познание мира, продиктованное искренним стремлением к истине и не зашоренное атеистическими идеологическими установками, очень часто становится прямой дорогой к естественному богопознанию. Поэтому среди ученых всегда были и будут верующие люди в большом числе: Исаак Ньютон, Рене Декарт, Блез Паскаль, Майкл Фарадей, Михаил Ломоносов, Грегор Мендель, Роберт Бойль, Уильям Кельвин, Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Макс Планк — этот список можно продолжать долго. Для всех этих ученых с мировым именем наука была важным подспорьем для личных религиозных прозрений. Этот ресурс науки не истощился и в наши дни, в том числе и для людей, которые осваивают хотя бы базовые понятия в научных сферах.

Второй аспект — апологетически-миссионерский. Многие современные научные данные могут помочь привести человека к вере. Например, в 1983 году известным физиком Джоном Уилером, на основе имеющихся научных данных об особенностях взаимосвязи мировых физических констант, был сформулирован антропный принцип: наблюдатели (т.е. люди — разумные существа) необходимы для обретения Вселенной бытия. То есть если бы параметры вселенной отличались от своих наблюдаемых значений лишь на небольшую величину, разумная жизнь, в привычном нам понимании, не могла бы образоваться. Другими словами, бытие и развитие наблюдаемой нами Вселенной выстроено под человека-наблюдателя. Эта идея, которую физики сформулировали независимо от богословов, очень близка свидетельству Библии о том, что Бог сотворил мир для человека, и потому человек есть венец творения. Это лишь один пример для иллюстрации, но их можно было бы привести множество. И об этом надо знать, этим материалом необходимо владеть.

Третий аспект мною уже описан выше: священство — это призвание приводить людей к Богу. Без знания культурного языка прихожан священник будет не способен выполнять свою миссию.

Не использовать данные ресурсы современному священнику — это стратегическая ошибка в пастырской деятельности.

— Мы видим, что среди священников и монахов есть и юристы, и психологи, и доктора, и экономисты... Нельзя сказать, что это продиктовано исключительно нашим временем, ведь мы знаем, к примеру, святителей-врачей. Но и нельзя отрицать, что требования к священнослужителям сегодня иные. В каких пастырях нуждается нынче Церковь и паства?

— Церковь, прежде всего, ищет благочестивых, умных, добрых, отзывчивых молодых людей, которые готовы послужить Богу и ближним. Обладают ли они высшим светским образованием или нет — это не принципиальный вопрос. Для получения высшего богословского образования в духовной школе вполне достаточно качественного среднего образования.

Когда же светские специалисты, пройдя определенный жизненный путь, например, юриста, врача или программиста, ощутили призвание Божие к священнослужению и решили поступать в духовную школу (а таких людей сейчас достаточно много), то такие люди приходят не просто со своей верой и намерениями, но с соответствующим багажом знаний и профессиональных навыков. Практически всегда (что удивительно) эти знания — будь то знания в области юриспруденции, архитектуры, экономики, программирования, медицины, технических или естественных наук, — находят применение в их будущей пастырской деятельности.

В этом плане могу поделиться и своим опытом. До поступления в семинарию я завершил обучение в Московском станкоинструментальном институте и Будапештском техническом университете, получив дипломы обоих вузов по специальности «Робототехнические системы и комплексы». Еще на 4 курсе ко мне пришло осознание, и духовник поддержал мое намерение поступать в духовную школу. Казалось, что техническое образование мне уже не понадобится в жизни. «Надоело возиться с "железяками", хочется пообщаться с живыми существами и Источником жизни», — думалось мне, и я уже вознамерился бросить обучение в светском вузе, но духовник запретил мне это делать, сказав, что все в жизни нужно доводить до конца. Таким образом, я доучился в светских вузах и уже после этого поступил в духовную семинарию. Меня не покидало ощущение, что я выполнил послушание духовника, теперь могу спокойно изучать богословие и забыть о своем прошлом.

Но все оказалось иначе. Далее, на всех жизненных этапах, как семинарском, так и священническом, мое светское образование приносило мне пользу. Прежде всего, важным оказался навык научной системной работы, который весьма качественно отрабатывался в светских вузах. Когда же в Московской духовной семинарии открылся компьютерный центр, то меня, как студента с техническим образованием, туда сразу направили, и я оказался в своей среде. После этого, когда я уже принял сан священника и вскоре стал преподавателем, то в образовательном процессе стали применяться новые технологии — и здесь также пришлось пользоваться старым багажом. Два года подряд в Сретенской духовной академии мы проводим Международную научно-богословскую конференцию «Бог — человек — мир», где богословы, ученые и философы совместно обсуждают актуальные гуманитарные проблемы. И здесь снова оказываются востребованы знания и навыки, приобретенные как в светских, так и в духовных учебных заведениях. Поэтому могу с уверенностью сказать, что у тех семинаристов, которые обладают не только качественным средним образованием, но и светским высшим, большие перспективы в церковной среде.

— А кто и почему сегодня хочет стать священнослужителем, богословом и поступает в духовную академию?

— Если говорить в общем, то я бы разделил поступающих в духовные школы на две группы. Первая — это вчерашние школьники, которые сразу после выпуска подают документы в духовные семинарии. Чем они характеризуются? Юность, свежий взгляд, подвижность, восприимчивость и большие возможности для роста. Однако часто такие молодые люди еще не полностью самоопределились в своем выборе жизненного пути, порой не осознают серьезности осуществляемого ими шага. У части из них есть проблемы с самоопределением. В то же время у таких ребят огромное преимущество в том, что они — «чистый лист бумаги», на котором можно писать нечто полезное и важное для их будущей жизни. Но новые записи для своей будущей жизни они должны делать сами, осмысленно, не под диктовку. Однако в этом у них еще не хватает навыка. Поэтому здесь требуется большая пастырская и педагогическая работа.

Вторая группа — это достаточно взрослые люди, которые осознанно приходят в Церковь, чтобы послужить Богу. У них, как правило, есть профессия, семья, дети. Проходя свой жизненный путь, они ощутили призвание — служить Богу, служить Церкви. Это очень ценная группа среди наших абитуриентов. Проблем с самоопределением у них нет, их не надо уговаривать, доказывать, объяснять простые вещи. Но здесь есть другие проблемы: первая — то, что они уже не «чистый лист бумаги», а корректировать существующее негативное содержание — непростая задача; вторая проблема — то, что с возрастом способность учиться у человека снижается. Когда человеку 30 и более, он учится не столь успешно, как человек, которому 20. С освоением знаний у этих возрастных ребят бывают проблемы. Мы очень любим и тех, и других наших студентов, стараемся помочь каждому, они для нас — подарок от Бога, но приходится учитывать особенности как одних, так и других.

— Вы видите плоды образования и воспитания студентов?

— Плоды образования — это не только защищенные дипломы и высокие оценки на экзаменах. В духовной школе важным является и духовное воспитание, а здесь уже используются совсем иные подходы. Здесь на первое место выходит богослужебная молитвенная жизнь и взаимодействие семинариста с духовником, который должен быть у каждого из них. Духовные наставники и администрация наблюдают, как происходит духовное возрастание семинариста. Если все гармонично и целостно, то все этому только рады, если же возникают проблемы, то стараемся помочь. Если у будущего священника не появится свой осознанный, отрефлексированный духовный опыт, то он не будет способен нести свое пастырское служение, даже обладая обширными знаниями.

В духовной жизни нельзя быть только теоретиком. Невозможно начитаться книг и стать хорошим священником, если ты сам не пережил встречу с Богом. Осознанный личный духовный опыт — это фундамент богословского образования.

Образовательная составляющая — это надстройка. Если фундамента нет, то, как сказано в евангельской притче (ср. Мф. 7:23-27), дом, построенный на песке, будет разрушен наводнением или иным жизненным потрясением.

У каждого семинариста, как и у всякого человека, возникают свои сложности — это нормально. Однако преодоление их возводит любого человека на новую духовную ступень. Человек — это существо, которое призвано совершенствоваться. Тяга к росту и развитию должна быть не только поддержана, но и реализована в рамках духовной школы. К этому развитию, надо признать, не все готовы. Главный тормоз для совершенствования — самолюбие, лень, страх и маловерие. Молодые люди часто готовы, чтобы им, как маленьким деткам, вкладывали ложечкой в рот пищу, но трудиться и добывать эту пищу самостоятельно — эти навыки осваивают далеко не все. Этому требуется научить. Если человек это освоил, то мы за него спокойны.

В духовной школе не принято, чтобы человек отучился, а потом исчез. В Сретенской духовной академии мы сохраняем связь со всеми нашими выпускниками. Духовники, которых студенты обретают в Сретенском монастыре, как правило, поддерживают с ними контакты. Мы регулярно проводим совместные Божественные литургии с нашими выпускниками, встречаемся, общаемся. Если у человека возникают кризисные моменты в личной жизни, а такое, конечно же, бывает, то мы стараемся не оставлять его в этот трудный период жизни.

— К чему самому главному должен быть готов будущий семинарист? С какими проблемами приходится сталкиваться им и вам?

— К тому, чтобы развиваться и совершенствоваться в Боге. Если росток этого стремления посеян в душе человека, то он обязательно проявится. Человек будет возрастать и как пастырь, и как семьянин, и как ученый богослов. Если же эта мотивация не сформирована, то это тяжелый случай. Тогда человек просто будет отбывать свое существование в духовной школе, и если получит диплом, то о его пастырских перспективах говорить не приходится.

Для меня важно, чтобы человек ощутил свое Божественное призвание и добровольно, сознательно его воспринял. Мы готовим, прежде всего, пастырей Церкви, поэтому главенствующая цель, чтобы желание молодого человека стать пастырем, с которым он и пришел в духовную школу, не только не исчезло, но развилось и стало осознанным выбором.

Если же у студента есть научный, административный или творческий потенциал, то и здесь требуется предоставить возможности для раскрытия. Но надо понимать, что особые способности в узких сферах, например, к серьезной научной деятельности, есть у небольшой группы учащихся. И это нормально. В светском вузе также в аспирантуру по призванию идут около 5% выпускников. Главное, чтоб у этих особо одаренных ребят был социальный лифт, возможности внутри Церкви реализовать свои таланты. Могу сказать ответственно, что в Сретенской духовной академии такие возможности есть.

— Вы уже знакомитесь с нынешними абитуриентами?

— К приемной кампании в этом году мы стали готовиться заранее. В январе мы открыли школу абитуриентов. Как мы увидели, потребность в богословских знаниях базового уровня среди молодых людей достаточно высока. Это нас приятно удивило! Среди них есть те, кто уже подали документы для поступления в Сретенскую духовную академию. Мы надеемся, что этот проект станет подспорьем для поступающих в нашу духовную школу и с точки зрения подготовки, и с точки зрения формирования мотивации.

— Что бы Вы пожелали тем, кто еще за школьной партой, но уже решил посвятить свою жизнь Богу, и тем, кто в этом году готовится к вступительным экзаменам в духовную академию?

— Желаю вам быть смелыми и решительными на пути к Богу. Приготовьтесь, вас ожидает удивительный мир, несравнимый ни с одним квестом, фэнтези или геймплеем. С такой ясностью вы еще никогда не сталкивались с этим миром — миром общения с Богом, общения с людьми, которые стремятся стать лучше, добрее, чище. Вам в этом мире будут предоставлены огромные возможности для духовного и душевного роста, для реализации ваших талантов, но вместе с тем вы возьмете на себя и большую ответственность — не только за себя, но и за тех людей, которые в будущем пойдут за вами. Не бойтесь совершенствоваться в Боге. Преображение человеческой души — это самое удивительное и яркое переживание в жизни человека, и у вас есть шанс ощутить это чудо в самом себе. Бог уже протянул к вам Свою руку, ответный шаг за вами.

Беседовала Ольга Мамона

Православие.ru/Патриархия.ru

Версія: російська

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші iнтерв'ю

Ігумен Петро (Єремєєв): Робота Міжвідомчої комісії з питань освіти чернецтва затребувана і має позитивний результат

Від типової програми бакалаврату до літургійної магістратури

Протоієрей Максим Козлов: ЗЦАД — магістратура, аспірантура та докторантура для всієї системи вищої духовної освіти

Докторантура в системі підготовки наукових кадрів Руської Православної Церкви

Почивать на лаврах некогда. О радостях и трудностях православной школы и перспективах выпускников

Протоиерей Максим Козлов: В непростые времена сохранение богословской науки очень важно для внутреннего здоровья и будущего народа

Митрополит Нижньогородський Георгій: «Ми віримо, що Господь перебуває серед нас, коли ми обговорюємо проблеми чернецтва»

"Спроби всерйоз займатися церковнослов'янською мовою сприймаються як негідні". Інтерв'ю завідувача кафедри стародавніх та нових мов Стрітенської духовної академії Л.І. Маршової

Митрополит Нижньогородський Георгій: Закликає до служіння Сам Господь. Наше завдання — не загасити в молоді це горіння

Потрібно бути уважним пастирем та педагогом