Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Нова історична епоха, нові виклики, нові завдання

Нова історична епоха, нові виклики, нові завдання
Версія для друку
23 березня 2023 р. 11:25

В эти весенние месяцы у владыки Евфимия (Моисеева) две особо значимые даты. 20 марта 2022 года за Литургией в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа. А чуть более двух десятилетий назад, 4 апреля 2001 года, принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества, боровшегося за чистоту истинной веры и обратившего в Православие сарацинские племена. Сегодня епископ Луховицкий Евфимий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве, председателем Синодального миссионерского отдела и Православного миссионерского общества, деканом миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова. В нашей беседе с владыкой мы затронули широкий круг вопросов, но начали, пожалуй, с главного — его прихода к вере.

«Благую весть я воспринял из неповрежденного источника»

— Владыка, благодаря СМИ некоторые факты Вашей биографии хорошо известны. Например, такой: период духовных исканий у Вас пришелся на студенческую пору. Какие это были годы, какой вспоминается обстановка в стране?

— Действительно, мой приход к вере связан как с обучением на филологическом факультете МГУ, так и с колоссальными изменениями в стране. Ведь общественный фон оказывает большое влияние на человека, чему мы с вами стали свидетелями в наши дни, когда идет Специальная военная операция и люди чувствуют: наступила особая эпоха. То же самое было в те годы. Правда, тогда изменения носили совсем иной характер, но тем не менее присутствовало осознание того, что происходит смена эпох. В стенах Московского университета я впервые увидел православного священника, спокойно пришедшего сюда в рясе и открыто беседовавшего с молодежью. Тогда все это уже было возможно — шла Перестройка и появилась некая открытость, ее тогда называли гласность. Сегодня могу сказать одно: «Слава Богу, что я воспринял благую весть из неповрежденного источника!» Вообще, в университет приходили самые разные религиозные деятели — даже откровенные сектанты, в том числе и лидер экстремистской тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины) Сёко Асахара, позже казненный в Японии за организацию газовой атаки в токийском метро. Один наш профессор, известный человек — академик РАН, восторгался встречей с «замечательным человеком» — «преподобным» Муном, объявившим себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией» и тоже создавшим тоталитарную религиозную секту.

— А перед окончанием университета Вы обратились к архимандриту Кириллу (Павлову), и та непродолжительная беседа помогла Вам определиться в жизни...

— Длилась наша встреча совсем недолго, но то, что я от старца услышал, в самом деле стало для меня чрезвычайно важным. Попасть к батюшке в Лавре было тяжело, и один иеромонах подсказал мне, что отец Кирилл проходит лечение в больнице на Пироговке. Поскольку на личную встречу с ним я не надеялся, я все подробно изложил в письме, рассчитывая передать его старцу и после каким-то образом получить от него ответ. Но получилось куда проще: меня к нему пропустили. Батюшка вышел из палаты в спортивном костюме, с длинной бородой, и повел меня в небольшой холл. Письмо мне очень помогло — не нужно было долго объяснять суть волновавших меня вопросов. Прочитав его, он быстро понял и обстоятельства моей жизни, и то, что меня волнует. Старец дал короткие и ясные советы. Иными словами, как опытный врач с ходу ставит диагноз, так и отец Кирилл — опытный духовный пастырь — сразу начертал путь, по которому мне нужно идти.

И в Африке, и в Юго-Восточной Азии есть большой запрос на проповедь Православия

— Одно из ответственнейших нынешних Ваших послушаний — Синодальный миссионерский отдел, который более четверти века возглавлял митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Какие из наработок своего предшественника Вы используете, и возникли ли идеи новых направлений?

— Конечно, мы опираемся на опыт, приобретенный владыкой Иоанном и его сотрудниками, но наше время ставит такие задачи, которых в минувшую эпоху еще не было. Для наглядности приведу простой пример. Отдел при митрополите Иоанне в значительной степени занимался миссионерскими проектами внутри России и на канонической территории Русской Православной Церкви. Сейчас же в связи с известными событиями (разрыв отношений с Константинопольским Патриархатом, затем с Александрийским) перед нашей Церковью возникли совершенно новые перспективы развития миссионерской деятельности. Взять хотя бы Африку. Прежде мы исходили из того, что это каноническая территория Александрийского Патриархата, нашей Церкви-сестры, а у нас там было лишь свое представительство и парочка храмов, основанных эмигрантами в Марокко и в Тунисе. В 90-е годы возник еще храм в ЮАР — вот, собственно, и всё. То есть Африка никогда нами не рассматривалась как миссионерская территория. Теперь в силу того, что Александрийский Патриархат вслед за Константинопольским практически уклонился в раскол, все складывается по-другому. Эти древние Патриархаты, к сожалению, признали раскольническую структуру, каковой является «Православная церковь Украины». Причем не просто признали, скажем, где-то на расстоянии. Они ведь и служат вместе с раскольниками! Но согласно канонам Православной Церкви, человек, именующий себя «предстоятелем ПЦУ», новоявленный «киевский митрополит» Епифаний Думенко — это просто мирянин. Он не имеет законного канонического рукоположения — даже священнического, не говоря уже об архиерейском.

В этой связи возникает вопрос, как будет совершаться духовное окормление православных верующих на Африканском континенте, где существует большой запрос на православную миссию, на проповедь Евангелия именно в православном ключе. Священным Синодом нашей Церкви было принято решение об образовании Патриаршего экзархата Африки — как раз одновременно с моим назначением председателем Синодального миссионерского отдела. То есть ситуация в сфере миссионерского служения кардинально изменилась. То же самое наблюдается и в Юго-Восточной Азии — только эти территории ранее заявлял в своей юрисдикции Константинопольский Патриархат. В 2017 году здесь был создан Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии, который на сегодняшний день состоит из четырех епархий: СингапурскойКорейскойФилиппино-Вьетнамской и Таиландской. Практически в каждой из стран Юго-Восточной Азии активно развивается приходская жизнь. Безусловно, это новый этап в миссионерском служении нашей Церкви.

— Видимо, определенная роль в нем отводится храму святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе, настоятелем которого Вы являетесь?

— Мы развиваем этот храм как миссионерский. Пока что в нем идут ремонтно-восстановительные работы; тем не менее, богослужения уже совершаются. Не только традиционные — на церковнославянском, но и на английском и французском языках. А в рамках совместного проекта с Патриаршим экзархатом Африки — пастырских курсов при Синодальном миссионерском отделе — здесь проходят богослужебную практику посланцы с Африканского континента. Наряду с практическими занятиями ставленники из Африки ежедневно посещают богослужения, слушают лекции, знакомятся с московскими святынями.

Наряду с развитием внешней миссии остаются важные задачи и в сфере внутренней миссии — работы с нашими согражданами, многие из которых, по меткому слову почившего Патриарха Алексия II, «крещены, но не просвещены». У нас по статистике чуть ли не 80% людей считают себя православными, многие носят крестики, некоторые даже в храм заходят, однако, к великому сожалению, далеко не все из них руководствуются христианскими принципами в своей повседневной жизни. Что я имею в виду? С одной стороны, мы видим вроде бы неплохие цифры статистики по крещениям, но возьмите другую статистику — по абортам, по разводам, по криминальной ситуации. Здесь очень большое поле деятельности, и надо отдавать себе отчет в том, что нести Слово Божие дальним народам необходимо, но при этом и о ближних нельзя забывать...

Назову еще третье направление миссионерской работы, тоже очень важное. Это апологетическая миссия — противодействие таким угрозам и вызовам, как псведоправославие, неоязычество, неонацизм. Это одно из самых сложных направлений нашей работы, поскольку вести полемику, переубеждать — значительно сложнее, чем катехизировать «с нуля».

Духовно-просветительская миссия в стенах монастыря

— Не только Синодальный миссионерский отдел ведет большую работу, но и в самой Высоко-Петровской обители она наполняется все более глубоким содержанием в плане духовного просвещения. Активно заработал лекторий при Духовно-просветительском центре в знаменитых Нарышкинских палатах, и помимо таких широко известных личностей как протоиерей Олег Стеняев, историк и публицист Егор Холмогоров, со слушателями встречаются насельники монастыря. Насколько, владыка, по Вашим наблюдениям, людям интересны встречи с братией?

— У нас среди братии много людей образованных, причем с уникальным опытом. Наш духовник игумен Петр (Пиголь) — постриженик Данилова монастыря того времени, когда монастырь только-только возрождался. В 1988 году он был отправлен на Афон в составе группы монашествующих — некоего такого десанта, командированного туда по случаю 1000-летия Крещения Руси. А спустя время игумен и Собор старцев направили отца Петра в качестве полномочного представителя Пантелеимоновой обители в Москву для открытия Афонского подворья, где он стал первым настоятелем. Позже, когда началось возрождение обители святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии, он стал ее первым настоятелем. Интересно?

Или вот иеромонах Константин (Симон), который был профессором Папского Восточного института и принадлежал к ордену иезуитов. Вообще он крупнейший специалист по униатству, сам по своему происхождению из униатской среды. Его знания в области изучения униатства как религиозного феномена уникальны.

— Владыка, Вы в феврале ездили на Донбасс. Сильное волнение было перед поездкой?

— Не скрою: волнение было сильным. Отправляясь туда с небольшой группой сотрудников, я прекрасно понимал: место, в которое мы едем, — это зона повышенной опасности. Не будем забывать, что у нас уже шестеро погибших священников... Всякое могло там случиться: могли попасть под обстрел или подорваться на мине. Могли подвергнуться нападению со стороны диверсионно-разведывательных групп. К счастью, Бог миловал — ничего подобного не произошло, и даже погода стояла прекрасная: яркое солнце светило все эти дни, был легкий морозец. Идеальные условия для поездки! Ну и, конечно же, очень сильное впечатление на нас произвело посещение воинских частей, батальонов, общение с бойцами. Особенно — с добровольцами — людьми, которые добровольно и сознательно пошли на фронт, взяли в руки оружие, чтобы защитить Родину. Мы приехали их духовно поддержать и в то же время сами получили от них колоссальный духовный импульс. Объясняется все это предельно просто: по сути дела, воины-защитники услышали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). И кто следует этим словам в своей жизни, получает особую благодать от Бога.

— Как это часто бывает, остается лишь выразить сожаление, что в рамках данного интервью не удалось рассказать о многом другом, не менее важном. О молитвенной помощи небесного покровителя монастыря святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси. О непростых проблемах с реставрацией святой обители, имеющей многовековую историю. О монастырском подворье недалеко от Сочи и строящемся на его территории храме. Надеюсь, к обозначенным темам мы сможем обратиться в следующей публикации.

Обязательно вернемся к этим темам, потому что, в самом деле, хочется, чтобы как можно больше людей узнали об общецерковном значении служения святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, московского чудотворца, благодаря которому Москва стала сначала духовным, а потом и политическим центром нашего Отечества.

***

С огромным уважением мы относимся к монахам и монахиням, выросшим в верующих семьях и с детских лет ходившим в храм (а некоторым даже посчастливилось общаться со старцами). Но какой дивный Промысл Божий просматривается в судьбах людей из безрелигиозной среды, избравших монашество! Будущий епископ Евфимий родился и рос в городе Калининграде Московской области, нынешнем Королеве, по праву называемом колыбелью космонавтики. Родители Дмитрия (имя владыки до пострига), как и большинство жителей города, были детьми бурной эпохи НТР — научно-технической революции. Неудивительно, что после окончания школы и одноклассники Дмитрия ринулись поступать кто в знаменитую Бауманку, кто — в другие престижные технические вузы, а когда он сообщил, что стал студентом филологического факультета МГУ, это не просто удивление у них вызвало — недоумение читалось в глазах. Оказывается, никто не знал, что за диковинная такая — наука филология, и чем она занимается! Времена меняются, и в космической столице России, где, к слову, отреставрированы старые и построены новые храмы, многие люди из недавно доминировавшей эпохи НТР сегодня уже имеют некое представление о том пути, по которому пошел их земляк, закончивший Московский государственный университет, затем — Московскую духовную академию.

Ну, а сам владыка, судящий себя со всей монашеской строгостью, по своему признанию, практически каждый день вспоминает слова святителя Феофана Затворника, произнесенные им при наречении во епископа Тамбовского: «Господу ведомы слабости мои, — и, однако ж, Он попустил состояться избранию и утверждению. Чего ради? — ведомо Ему единому, но есть упование, что Начный и совершит. Такая уверенность только и успокаивает мятущуюся совесть. <…> И невольно исторгается из груди: буди воля Божия!» Эту цитату архимандрит Евфимий привел в слове при наречении во епископа Луховицкого год назад. И в ходе нашей беседы владыка обратил внимание на один важный нюанс: «Святитель Феофан был прекрасным писателем, и как же тонко он сказал: "попустил". Не сказал: “Господь благословил мне стать архиереем”. Или: "Господь возвел меня на эту кафедру". Нет! "Господь попустил состояться избранию..." Я полностью подписываюсь под его словами, потому что и по немощи нашей, и по духовному состоянию, наверное, немногие сейчас по большому счету достойны священнического и тем более архиерейского служения. А с другой стороны, кто-то должен эти служения совершать, потому что так живет Церковь Божия, так она устроена. Что тут можно сказать? Что "сила Божия в немощи совершается" (2 Кор. 12:9-10). Все мы, конечно, грешные люди, но если есть некое стремление следовать воле Божией, Господь и силы дает. Важно не навредить Церкви, чтобы в результате той деятельности, которой тебе приходится заниматься, никто не пострадал, не уклонился от спасительного пути. Такова задача-минимум. А уж о большем судить не нам».

Беседовала Нина Ставицкая

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

В Неділю сиропусну, день пам'яті благовірного князя Даниїла Московського, Святіший Патріарх Кирил звершив Літургію в Даниловому ставропігійному монастирі

Патріарша проповідь у день пам'яті благовірного князя Даниїла Московського після Літургії в Даниловому ставропігійному монастирі м. Москви [Патріарх : Проповіді]

Патріарше служіння в день пам'яті благовірного князя Даниїла Московського в Даниловому ставропігійному монастирі

У Неділю сиропусну, день пам'яті благовірного князя Даниїла Московського, Святіший Патріарх Кирил звершив Літургію в Даниловому ставропігійному монастирі

У рамках Різдвяних читань відбулася презентація паломницького маршруту «Московські святителі»

Відбулася зустріч керівництва Відділу зовнішніх церковних зв'язків та Синодального місіонерського відділу

У Російській академії освіти відбулася конференція «Православні монастирі в історії російської державності»

Завершився паломницький візит до Росії делегації ігуменів та насельників єгипетських монастирів

В.о. Патріаршого екзарха Африки звершив хрещення у водах озера Вікторія в Танзанії

Почалася поїздка в.о. Патріаршого екзарха Африки до Танзанії

В.о. Патріаршого екзарха Африки зустрівся з представниками асоціації «Друзі Росії на Мадагаскарі»

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь [Iнтерв'ю]

Видано повний переклад Великого покаянного канону Андрія Критського тайською мовою

Керуючий Філіппінсько-В'єтнамською єпархією зустрівся з послом Росії у В'єтнамі

Настоятель храму Архангела Михаїла в Куала-Лумпурі взяв участь у заході з нагоди Дня захисника Вітчизни

Управитель Філіппінсько-В'єтнамської єпархії відвідав місце будівництва храму апостола Фоми на Мінданао

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» [Iнтерв'ю]

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь [Iнтерв'ю]

Віра має бути усвідомленою [Стаття]

У Стрітенській духовній академії пройшла конференція «Російське неоязичництво: витоки, історія, міфологія та обряди»