Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

До питання про час та обставини заснування Іпатіївського монастиря

До питання про час та обставини заснування Іпатіївського монастиря
Версія для друку
2 квітня 2024 р. 11:20

В первом номере научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии «Ипатьевский вестник» за 2024 год опубликована статья митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря».

Статья посвящена главной проблеме истории Свято-Троицкой Ипатьевской обители, до настоящего времени не получившей своего разрешения. До середины ХХ века традиционно считалось, что Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, принявшим крещение с именем Захария и положившим начало знаменитому роду Годуновых. Однако работы исследователей ХХ столетия, прежде всего академика С.Б. Веселовского, убедительно продемонстрировали противоречивость такой гипотезы: действительно, мог ли Чет-Захария основать монастырь в 1330 году, если его сын Александр Зерно, как свидетельствуют исторические источники, был убит в 1304 году и похоронен здесь же, на монастырской территории? В связи с этим, как отмечается в статье, к настоящему времени имеются три версии основания монастыря, которые автор условно именует традиционной, научной и новгородской.

Согласно традиционной гипотезе, сформулированной, надо полагать, в XVI веке, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году Четом-Захарией. Научная гипотеза, изложенная академиком С.Б. Веселовским, относит основание монастыря — как вотчинной обители на земле того же Чета-Захарии — к концу XIII столетия. Новгородская гипотеза, предложенная костромским историком Н.А. Зонтиковым, вообще не связывает основание монастыря с именем мурзы Чета и предполагает, что это событие произошло в первой половине XIII столетия, а создателем обители был некий новгородский боярин.

В статье митрополита Ферапонта предлагается принципиально иная версия создания Ипатьевской обители, которая разъясняет все имеющиеся недоумения, например, почему небесными покровителями монастыря исстари считаются апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский — святые, имена которых не связаны с какими-то событиями в истории Костромской земли, если не считать их упоминания в предании о явлении этих угодников Божиих мурзе Чету.

Основываясь на изложенной в статье версии, можно говорить о том, что 1330 год действительно является точной датой основания Ипатьевского монастыря, а саму обитель следует считать святыней трех царских династий: Рюриковичей, Годуновых и Романовых. Более того, Ипатьевский монастырь первоначально создавался как духовный памятник великому святому, молитвеннику и защитнику земли Русской — благоверному великому князю Александру Невскому, но впоследствии, в XV столетии, фактически утратил этот статус. При этом автор нисколько не умаляет роль Чета-Захарии в истории обители, однако предлагает ее новую трактовку: основываясь на гипотезе выдающегося искусствоведа В.Г. Брюсовой о том, что Чет мог участвовать в нападении на Кострому в 1262 году монголо-татарского отряда, а после поражения захватчиков в битве при Святом озере попал в плен, принял крещение и остался жить в Костроме.

С текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

«Соборная библиотека»/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

В Оптиній пустині пройшов семінар із допомоги залежним людям «Школа консультанта»

Представники церковної лікарні святителя Алексія та Синодального відділу з благодійності взяли участь у форумі сестер милосердя у Мінську

Намісник Троїце-Сергієвої лаври звершив велике освячення Духівського храму обителі

Патріарше вітання з нагоди 545-річчя від дня заснування Іосифо-Волоцького ставропігійного чоловічого монастиря [Патріарх : Привітання та звернення]

У Томській духовній семінарії відбулася конференція «Обновленський розкол у Сибіру: канонічні, богословські та історичні оцінки»

Унікальний історичний ресурс з історії Православ'я в Америці опубліковано у вільному онлайн-доступі

«Благовестите день от дне спасение Бога нашего». До 55-річчя чернечого пострига та дияконської хіротонії Святішого Патріарха Кирила [Стаття]

Ладомировское братство: монастырский центр книгоиздательства в словацкой глубинке [Iнтерв'ю]

Усі матеріали з ключовими словами

 

Інші статті

Ростовська єпархія доправила допомогу до Маріуполя. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (за 15-17 червня 2024 року)

Армавірська єпархія передала допомогу до Бердянська. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 14 червня 2024 року)

Синодальний відділ з церковної благодійності та соціального служіння передав у Харківську область обладнання для благодійної пекарні. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (за 12-13 червня 2024 року)

152 стирки провели в церковной благотворительной прачечной в Лисичанске за месяц. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 июня 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал одежду в гуманитарный центр Скадовской епархии. Информационная сводка о помощи беженцам (за 8-10 июня 2024 года)

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению передал помощь в Харьковскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (от 7 июня 2024 года)

Крестовоздвиженский монастырь в Московской области направил помощь в богадельню в Алчевске и Николо-Васильевский монастырь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 6 июня 2024 года)

Коломенская епархия передала помощь в Шахтерск и Благодатное. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 июня 2024 года)

88 священников посетили госпитали зоны конфликта за год. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 июня 2024 года)

Джанкойская епархия передала 500 гуманитарных наборов в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 1-3 июня 2024 года)