Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Прот. Николай Озолин: «Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви»

Прот. Николай Озолин: 'Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви'
Версия для печати
31 января 2007 г. 18:32

Протоиерей Николай Озолин, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в интервью пресс-службе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, рассказал о сущности богословского образования для мирян.

Богословское образование для мирян, насколько я представляю, не должно существенно отличаться от богословского образования вообще, потому что если мы будем допускать какую-либо качественную, количественную или принципиальную разницу между образованием мирян и клира, то это будет проявлением грубого клерикализма. Хотя, конечно, в современной Церкви заметен определенный клерикализм, но все-таки многие начинают понимать, что с ним нужно бороться, потому что ни к чему хорошему он не приводит.

А принципиально то, что все предметы нашей веры всецело касаются каждого верующего, будь он епископом, священником, мирянином, мужчиной или женщиной, — ведь речь идет о спасении. Вообще надо расстаться с идеей какого-то профессионального богословствования. Все знания, входящие в академическую программу, имеют одну единственную цель — человек должен углублять свою веру, тем самым и сильнее, правильнее и живее верить в Господа. Так что я не стал бы говорить о богословском образовании мирян особо.

С другой стороны, нужно сказать, каким вообще должно быть хорошее богословское образование. Известный богослов отец Георгий Флоровский, который был профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже, считается отцом возрождения святоотеческого богословия. Он сказал, что учиться мы должны у отцов, а не по схоластическим учебникам, которые были составлены в синодальный период. Все знают, что эта литература отмечена влиянием католической или протестантской схоластики, и очень часто проблематика, которая в них затрагивается, нас совершенно не касается.

Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви. Это надо сказать и о догматике, и о литургике.

Наша литургическая жизнь богата. Но мы знаем, что и в нашей практике есть много того, что можно еще улучшить. Например, участие мирян в богослужении. Любимый мной профессор протоиерей Николай Афанасьев, пишет в уже ставшем классическом труде «Церковь Духа Святого» о том, что в Церкви есть всеобщее служение: каждый служит на своем месте. Это нам показывает сам строй богослужения. Ведь в раннехристианские времена возглас: «Двери, двери, премудростию вонмем», — соответствовал моменту, когда запирали врата храма и все, кто пребывал внутри, составляли единое евхаристическое собрание. То есть каждая Литургия, каждая Евхаристия — это единство всех присутствующих. Есть попытки подчеркнуть это единство. Думаю это хорошо.

У нас в Западной Европе очень часто евхаристический канон читают вслух, а хор в это время поет немного короче. Это может быть неожиданно, но зато все слышат, о чем идет речь. И действительно совершается соборная молитва. Это я даю как пример, но есть много других очень важных вопросов. Например, икона должно быть выражением молитвы. Хорошая икона обучает молитве.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Синодальный отдел по тюремному служению и Свято-Тихоновский университет заключили соглашение о сотрудничестве

В ПСТГУ прошел онлайн-курс по помощи бездомным

Завершилась IV Всероссийская олимпиада по богословию

Начался общецерковный тур IV Всероссийской олимпиады по богословию

Состоялось рабочее совещание Синодальной богослужебной комиссии

Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов

Тропарь, кондак и молитва страстотерпцу Евгению Боткину [Документы]

Тропарь и кондак преподобномученику Маврикию (Полетаеву) и мученику Василию Кондратьеву [Документы]

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

В Московской духовной академии прошел II фестиваль творчества православных студентов «Встреча»

Делегация Казанской духовной семинарии совершила поездку в Иран

В Учебном комитете состоялся круглый стол по итогам реализации проекта «Лики святых заступников Руси»

На базе иконописного факультета Московской духовной академии прошли курсы повышения квалификации по иконографии святых защитников Руси

Другие интервью

Православие и самодержавие. Русская Церковь в синодальную эпоху

Почему нам нужен диалог ученых, художников и верующих людей?

Темы диссертаций раскрывают и исследуют актуальные вопросы, стоящие перед Церковью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»