Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Загребе начался суд над двумя бывшими генералами хорватской армии, обвиняемыми в военных преступлениях против сербов

Версия для печати
18 июня 2007 г. 20:42

В понедельник в Загребе начался судебный процесс над двумя бывшими генералами хорватской армии, которые участвовали в войне с сербами в первой половине 1990-х годов. Дела Рахима Адеми и Мирко Норача были переданы в хорватский суд Гаагским трибуналом по военным преступлениям. Бывшие генералы обвиняются в грабежах и убийствах в ходе операций хорватских войск на территории, которую контролировали сербы.

Адеми и Норач — первые подозреваемые в совершении военных преступлений, чьи дела были переданы из Гааги в Хорватию. Они также самые высокопоставленные лица из тех, кто предстал перед судами республик бывшей Югославии по поручению Гаагского трибунала.

Мирко Норач командовал хорватской моторизованной бригадой, которая совершила прорыв в так называемый Медакский «котел» к югу от Загреба в сентябре 1993 года. Эта операция была одной из попыток хорватской армии прощупать сербскую оборону после шестимесячной войны 1991 года, в результате которой Хорватия завоевала независимость, но временно потеряла почти 30% своей территории, занятой сербами.

Рахим Адеми, албанец из Косова, был командиром хорватского военного округа в районе Госпич рядом с Медакским «котлом».

Гаагский трибунал обвиняет Норача и Адеми в убийстве 29 мирных сербов и пяти пленных солдат, а также в осуществлении тактики выжженной земли на территориях, с которых хорватские войска отошли в результате давления международного сообщества. В обвинительном заключении Гаагского трибунала говорится, что Медакский «котел» «стал непригодным для жизни».

Рахим Адеми и Мирко Норач считают себя невиновными. Генерал Адеми, который ожидал суда на свободе, поскольку добровольно сдался Гаагскому трибуналу в 2001 году, заявил тогда: «Я еду в Гаагу по доброй воле. Я считаю себя абсолютно невиновным по всем статьям обвинения. Во время войны я не отдавал приказов о совершении военных преступлений. Я заботился о мирных жителях и военнопленных».

Мирко Норач в настоящее время пребывает за решеткой. Четыре года назад его приговорили к 12 годам тюремного заключения по другому делу, связанному с убийством более 50 мирных сербов в районе Госпич в 1991 году.

Когда хорватские власти выдали ордер на арест генерала Норача, в Хорватии прошли массовые манифестации в его поддержку — многие хорваты считают Норача национальным героем. В демонстрации в городе Сплите приняло участие около 100 тыс. человек. Один из демонстрантов был загримирован под генерала и шел с плакатом, на котором было написано «Я — Мирко Норач». Многие участники манифестации держали в руках такие плакаты в знак солидарности со своим героем.

Процесс над Норачем был нелегким делом для прозападного правительства Хорватии, которое пришло на смену администрации президента Франьо Туджмана. При Туджмане лишь немногие и далеко не самые главные подозреваемые в совершении военных преступлений предстали перед хорватским судом. С тех пор политический ландшафт в Хорватии сильно изменился, и, скорее всего, общественная поддержка обвиняемых в военных преступлениях будет весьма незначительной.

Партия Туджмана вновь пришла к власти почти четыре года назад. Однако под руководством нынешнего премьер-министра Хорватии Иво Санадера она из крайне националистической трансформировалась в умеренную христианско-демократическую организацию.

12 лет спустя после окончания войны память о ней уже не является сильной мобилизующей силой. Все большее число жителей республик бывшей Югославии понимает, что военные преступления совершались не только противником, но и своими, и что разбираться с подозреваемыми в их совершении надо в суде.

Решение Гаагского трибунала передать дело генералов Адеми и Норача в Загреб свидетельствует о признании Гаагой «прогресса», который Хорватия достигла в деле расследования военных преступлений. В то же время судебная система Хорватии подвергается критике. Некоторые считают, что приговор, вынесенный четыре года назад генералу Норачу, был слишком мягким. Судья, который председательствовал на том процессе, объяснил тогда, что в момент преступлений Норачу было всего 23 года и что люди, совершившие убийства, были под его контролем лишь формально.

Представители Гаагского трибунала утверждают, что будут очень внимательно следить за процессом над Рахимом Адеми и Мирко Норачем в Загребе. Они хотят удостовериться в том, что национальные суды способны эффективно и непредвзято рассматривать дела высокопоставленных подозреваемых в совершении военных преступлений.

ООН призывает Гаагский трибунал завершить рассмотрение всех дел к концу 2010 года. Чтобы выдержать эти сроки, трибуналу, возможно, придется передать и другие дела на рассмотрение судов в бывших республиках Югославии.

Би-Би-Си/Патриархия.ru

Другие новости

Книга-альбом «Надвратные образы башен Московского Кремля» представлена в Москве

В день памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре совершена праздничная Литургия

На выездном совещании в Зачатьевском ставропигиальном монастыре обсудили вопросы реставрации утраченных корпусов обители

Состоялось принесение ковчега с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, в Белгородскую митрополию

В Сарапуле проводятся работы по восстановлению исторической Петропавловской колокольни

Внесены изменения в график принесения ковчега с мощами святителя Тихона в епархии Русской Православной Церкви

Митрополит Саратовский Игнатий освятил закладной камень на месте строительства Княже-Владимирского собора г. Саратова

На Камчатке волонтеры Петропавловской епархии оказывают помощь после землетрясения

Объявлено голосование по выбору эмблемы Всероссийского конкурса осмысленного чтения «Разумное, доброе, вечное»

Патриарший экзархат Африки проводит просветительские онлайн-курсы для катехизаторов из африканских стран