Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на XI Съезде Российского Союза ректоров

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на XI Съезде Российского Союза ректоров
Версия для печати
27 апреля 2018 г. 14:27

26 апреля 2018 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Развитие теологии в современном университете» на XI Съезде Российского Союза ректоров.

Уважаемые члены президиума! Уважаемые коллеги!

Сегодня я выступаю перед участниками заседания XI Съезда Российского союза ректоров в качестве ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, учрежденной по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Одна из задач этого высшего учебного заведения — развитие теологии как отрасли знания в университетском образовательном пространстве — полностью отвечает тематике нашего заседания. Поэтому я хотел бы сказать несколько слов о теологии, о том, почему ее развитие необходимо не только в духовных учебных заведениях, но и в светском образовательном пространстве.

Сейчас более пятидесяти высших учебных заведений Российской Федерации имеют либо кафедры теологии, либо теологические образовательные программы различных уровней. Это связано с тем, что теология, будучи общепризнанной во всем мире научной дисциплиной, в последние годы также получила на государственном уровне признание и в Российской Федерации. Год тому назад начал свою работу первый в истории России диссертационный совет по теологии. Присуждаемые им ученые степени признаются государством.

Напомню, что долгое время теологии, древнейшей из наук, отказывали в праве именоваться наукой, и сейчас еще есть рецидивы мышления советского времени. Некоторые говорят: «Зачем вообще нужна теология?». Мы с этим столкнулись, когда создавали кафедру теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», и с этим же мы столкнулись на первой защите в диссертационном совете, когда пятеро биологов прислали отзывы на защищавшуюся в совете диссертацию: основной тезис этих отзывов состоял в том, что те, кто признает «гипотезу существования Бога», не имеют права называться учеными.

Мы не только признаем эту «гипотезу», мы считаем ее аксиомой. Но при этом теология, как она преподается и должна преподаваться в светских высших учебных заведениях, не является каким-то миссионерским проектом. Наша задача — предоставить студентам знания о доктринах основных религиозных традиций. Сейчас это особенно важно, потому что, как все мы понимаем, религиозный фактор и в жизни всего мира, и в жизни нашего Отечества, не только не снижает свою значимость, но наоборот, постоянно возрастает. И ликвидация безграмотности в религиозной сфере — одна из первоочередных задач нашего научного сообщества.

Почему это так важно именно сейчас? Вся наша страна, все сегменты нашего общества сегодня озабочены проблемой терроризма. Речь идет об угрозе, которую некоторые называют «религиозным терроризмом». Я не согласен с такой формулировкой. Религиозного терроризма не бывает, бывает терроризм, или бывают террористы, которые свои преступные деяния прикрывают религиозными лозунгами и религиозной риторикой. Подобные события, к сожалению, разворачиваются на наших глазах, свидетелями их становится вся страна через средства массовой информации. Речь идет о таких событиях, как совершенный в Прощеное воскресенье террористический акт, когда некий выродок с криками «Аллах акбар!» расстреливал женщин, выходивших из храма после богослужения.

Тот факт, что преступные деяния сопровождаются исламской риторикой, вносит сумятицу в умы людей, в том числе, в умы нашей молодежи. И я думаю, что если бы на общегосударственном уровне в должном объеме было поставлено преподавание теологии в вузах, то не было бы феномена Варвары Карауловой и других студенток и студентов, которые оказываются заражены идеологией ваххабизма и салафизма. Потому что все до единого знали бы, в чем заключается учение ислама, какую доктрину эта религиозная традиция проповедует, и насколько несовместимыми с этой религиозной традицией являются те акты и злодеяния, свидетелями которых мы являемся.

Преподавание теологии сегодня востребовано именно как преподавание знаний о доктринах основных религиозных традиций. Теология, которую мы выстраиваем сегодня в светском образовательном пространстве, это не проект Русской Православной Церкви, это межрелигиозный проект, в котором участвуют все основные традиционные конфессии нашей страны. Мы вместе создали Научно-образовательную теологическую ассоциацию, учредителями которой являются два наших крупнейших университета — Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Среди учредителей — Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Общецерковная аспирантура и докторантура, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ряд других высших учебных заведений. И мы приглашаем к участию в работе Ассоциации все те высшие учебные заведения, которые заинтересованы в развитии теологии, или которые уже участвуют в формировании этой научной отрасли.

Нет необходимости говорить о том, что теология не противоречит ни гуманитарным, ни естественным наукам. Теология, как и религиоведение, имеет отношение к религиозной жизни людей. Но отличие теологии от религиоведения заключается в том, что, если религиоведение рассматривает религиозные традиции извне, то теология рассматривает их изнутри, подобно тому, как существует, например, музыковед, а существует музыкальный практик, который играет на рояле, на скрипке, который пишет музыку. Такое же различие существует между религиоведением и теологией. Обе эти области знания нужны, но одна не может заменить другую.

Когда мы работаем над созданием Научно-образовательной теологической ассоциации, когда мы готовим новые паспорта научных специальностей по православной теологии, исламской теологии, иудейской теологии, мы исходим из того, что это будут дисциплины, обеспечивающие взгляд изнутри определенных конфессиональных традиций.  Важно сделать так, чтобы теологические исследования и преподавание теологии велись на самом высоком академическом уровне. К теологии как научной дисциплине должны предъявляться все те требования, которые предъявляются государством к другим (прежде всего, гуманитарным) научным дисциплинам.

Надеюсь, что эти разъяснения помогут уважаемым ректорам высших учебных заведений оценить тот потенциал, который несет в себе теологическое образование, и важность развития теологии в нашем образовательном пространстве.

Пресс-служба ОЦАД/Патриархия.ru

Материалы по теме

Д.В. Шмонин: Между научным мировоззрением и теологией нет никаких противоречий [Интервью]

На совещании ректоров вузов — членов НОТА обсудили теологический подход к преподаванию предметов социогуманитарного цикла и представили Толковый словарь государственного русского языка

Состоялось торжественное вручение cертификата государственной аккредитации Институту теологии БГУ

Екатеринбургская духовная семинария и Уральский федеральный университет провели круглый стол «Совместные усилия государства, Церкви и общества в формировании исторического самосознания российского народа»

Вышел в свет новый номер научного журнала Общецерковной аспирантуры «Aspiratio. Журнал церковно-гуманитарных исследований»

Состоялось очередное заседание редакционного совета журнала «Церковь и время»

В Москве прошли курсы повышения квалификации для ответственных за распространение Патриаршей программы изучения Библии в епархиях

В ОЦАД состоялась защита докторской диссертации клирика Екатеринбургской епархии протоиерея Валерия Лавринова

Другие статьи

Сотрудники православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» доставили 1,2 тонны груза в Северодонецк и Лисичанск. Информационная сводка о помощи беженцам (за 23 июня — 6 июля 2025 года)

Влияние добровольчества на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи

Более 100 000 обращений поступило в церковный центр помощи беженцам Белгорода с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 16-22 июня 2025 года)

1760 добровольцев-строителей отремонтировали 460 домов в зоне конфликта с марта 2023 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 19 мая — 15 июня 2025 года)

Кризис культурализма, или Казус Аверинцева

В госпиталь Луганска передали десять тонн гуманитарного груза от православного Центра иппотерапии «Целебный Ессентуки». Информационная сводка о помощи беженцам (за 5-18 мая 2025 года)

Деятельность Больницы святителя Алексия в 2022-2024 гг. по оказанию помощи пострадавшим в зоне СВО и жителям новых территорий

Церковь передала в зону конфликта 3000 детских подарков и 2000 пасхальных куличей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 11 апреля — 4 мая 2025 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-14 апреля

Орловская епархия передала более 8000 перевязочных материалов, постельного белья и одежды в госпитали зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 1-10 апреля 2025 года)