Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»
Версия для печати
6 марта 2024 г. 11:33

5 марта 2024 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» в Москве состоялось открытие выставки «Связь времен».

На выставке представлено более 100 копий уникальных произведений церковного искусства, выполненных студентами факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (МГАХИ).

В своем слове на открытии выставки ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев заявил, что эта выставка — яркое свидетельство возрождения иконописного искусства в России. «В советский период были настоящие гонения, многое было утрачено, потеряно, включая памятники искусства. Казалось, все ушло невозвратно. Но сегодня мы можем сказать, что не ушло. Церковное искусство вернулось и живет, и стало притягательным для множества людей», — сказал священник.

Отец Владимир отметил вклад в дело возрождения церковного искусства преподавателей мастерских ПСТГУ и МГАХИ и особенно декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова и руководителя кафедры монументального искусства профессора Евгения Николаевича Максимова.

На выставке представлена малая часть созданных за 30-летнюю историю факультета церковных художеств ПСТГУ копий лучших образцов романского, византийского, древнерусского искусства. Большинство икон, мозаик и фресок украшает современное храмовое пространство по всей России.

Автором методики художественного копирования является главный куратор выставки профессор Е.Н. Максимов, член президиума Российской академии художеств, вице-президент РАХ. Евгений Николаевич как руководитель монументальной мастерской МГАХИ им. В.И. Сурикова и заведующий кафедрой монументального искусства ФЦХ ПСТГУ стал связующим звеном между вузами. Как отметил И.Ю. Самолыго, профессор кафедры монументального искусства ФЦХ ПСТГУ, член корреспондент РАХ: «Мы все его ученики».

Поставив изучение образцов и копирование в основу своей преподавательской системы, Евгений Николаевич задал нужный вектор для творческого становления молодых иконописцев, ведь художественная копия — это своего рода мост, через который знания и умения передаются от древних мастеров современным.

«Преображенным пространством» назвал экспозицию ректор МГАХИ имени Сурикова А.А. Любавин, подчеркнув, что высокий художественный уровень и глубокое духовное содержание представленных работ справедливо позволяют назвать их не учебными копиями, а списками, содержащими «отсыл к вечности».

Вневременной характер представленной выставки отметил также вице-президент Российской академии художеств В.Г. Калинин: благодаря «канонически совершенной и одновременно живой живописи эти списки как будто возвращают время, уничтожают его — время становится вечностью».

Духовно наполненная и возвышающая экспозиция современного церковного искусства имеет не только художественное, но и человеческое значение, отметил вице-президент Российской академии художеств А.А. Золотов: «Это искусство, которое и сохраняет, и охраняет, и своей любовью приближает то, что создано в далекие времена людьми, которых мы в лицо не ведаем, но чувствуем их присутствие».

Рассказывая о становлении иконописной школы Свято-Тихоновского университета, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств М.О. Глебова обозначила важность обсуждения проблем современного церковного искусства. Так, в рамках открывшейся выставки планируется проведение круглого стола.

Представляя работы монументальной мастерской МГАХИ, член-корреспондент Российской академии художеств А.В. Ремнев рассказал об удивительном опыте копирования фрескового иконостаса в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом, выразив глубокую благодарность церковному начальству, которое поддержало идею и осуществление копийной практики в стенах обители для студентов светского вуза. «В соседстве с работами учеников Свято-Тихоновского университета получилась замечательная экспозиция», — подытожил Андрей Владимирович.

Член-корреспондент Российской академии наук профессор МГАХИ С.А. Гавриляченко назвал открывшуюся экспозицию камертоном для современной художественной школы: «Это выставка современного классического даже не искусства, а мировидения».

Благодаря вдумчивому, внимательному отношению к изучению древних образцов, которое привил Е.Н. Максимов ученикам, а те, в свою очередь, передают своим ученикам, роль факультета церковных художеств ПСТГУ трудно переоценить, уверен насельник Оптиной пустыни игумен Филипп (Перцев). «Смотря на эти образы, уже не хочешь думать о скоротечном времени, тут открываются совсем другие временные пласты — пласты вечности», — отметил он.

В завершение торжественного мероприятия состоялось выступление Камерного хора ПСТГУ под управлением иерея Алексея Зайцева.

Выставка «Связь времен» продлится до 21 апреля 2024 года. Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели». Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 19. Билеты на выставку можно приобрести в выставочных залах Российской академии художеств.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

В издательстве Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря вышла книга, посвященная современной истории обители

Синодальный отдел по тюремному служению и Свято-Тихоновский университет заключили соглашение о сотрудничестве

В ПСТГУ прошел онлайн-курс по помощи бездомным

Завершилась IV Всероссийская олимпиада по богословию

Патриаршее поздравление директору Института российской истории РАН Ю.А. Петрову с 70-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством провел совещание с директорами и духовниками филиалов Первого казачьего университета

Состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Светское право и экономика в современной жизни Церкви»

На международной конференции в Полоцке обсудили роль Спасо-Евфросиниевского монастыря и преподобной Евфросинии в развитии Белоруссии

Состоялась I Научно-практическая конференция, посвященная вопросам образования в области церковного искусства в духовных учебных заведениях

Образы святой семьи в религиозном искусстве ХI-ХХ веков [Статья]

Состоялось заседание Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

Состоялось совещание по проведению Общецерковного конкурса иконописных работ, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской

В Учебном комитете состоялся круглый стол по итогам реализации проекта «Лики святых заступников Руси»

На базе иконописного факультета Московской духовной академии прошли курсы повышения квалификации по иконографии святых защитников Руси

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

На XI книжном фестивале «Красная площадь» отметили лучшие издания духовной и историко-религиозной литературы

Общецерковную аспирантуру посетила делегация Ассирийской Церкви Востока во главе с Католикосом-Патриархом Мар Авой III

Состоялось принесение мощей святителя Тихона в Тобольскую митрополию

Вопросы укрепления семейных ценностей обсудили на фестивале «Троица в Троицке» в Челябинской области