Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Руководство УГКЦ лишь усугубляет проблему раскола

Версия для печати
2 июня 2016 г. 17:33

20 апреля 2016 года в Харькове прошел «собор» Харьковско-Полтавской епархии раскольнической структуры «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ(о)), предварительно одобривший ее вхождение в состав Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Заявлено, что на территории Харьковской, Полтавской и Сумской областей предполагается создание «персональной епархии» УГКЦ, а приходы УАПЦ(о), расположенные на других территориях, перейдут в непосредственное управление главы УГКЦ. Это решение приветствовал Синод УГКЦ. Ее глава архиепископ Святослав (Шевчук) заявил, что будет лично прилагать все усилия для того, чтобы это дело увенчалось успехом. О возможных последствиях такого решения в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Владыка, как сообщают официальные источники, обсуждавшиеся в Харькове «Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ» были приняты практически единогласно. Однако затем появились сведения, что члены этой группировки стали массово переходить в другие раскольнические юрисдикции, причиной чего называется именно это «соборное» решение. Как можно объяснить такое противоречие?

— Действительно, в печати появились сведения о том, что наблюдается массовый выход из УАПЦ(о) (УАПЦ (обновленная) — Харьковско-Полтавская епархия, образовавшаяся в результате раскола внутри УАПЦ в 2003 году — «ИФ») относящихся к ней общин. Большинство из них — около 20 из примерно 30 — переходят в раскольничью «Украинскую автокефальную православную церковь», от которой в 2003 году и отделилась нынешняя Харьковско-Полтавская епархия во главе с так называемым «архиепископом» Игорем Исиченко.

Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна и не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. Изначально украинские автокефалисты, к которым причисляют себя сторонники Исиченко, позиционировали себя в качестве борцов за образование «независимой» «Поместной Украинской Православной Церкви» и признание ее в качестве таковой мировым Православием. Украинская Греко-Католическая Церковь, возглавляемая сегодня архиепископом Святославом (Шевчуком), является одной из Восточных Католических Церквей, которые сохранили свою автономию, богослужебный обряд и язык, но находятся в единстве с Папой Римским. И в этом свете реакция большей части бывших последователей Исиченко на итоги «собора» становится понятной. Для них такое объединение будет означать не что иное, как переход в католичество.

— Известна ли позиция самого Ватикана по этому вопросу?

— Святой Престол не делал каких-либо официальных заявлений относительно затрагиваемой нами темы. Однако полагаю, что руководство Римско-Католической Церкви вполне понимает авантюрный характер данного проекта УГКЦ, равно как и пагубность его последствий для будущего межхристианских отношений. Ведь в данном случае речь идет о возможности принятия униатами самозванцев. «Епископская хиротония» Игоря Исиченко восходит к одной из наиболее сомнительных «иерархий» среди украинских неканонических организаций на Украине, не получившей признания не только в Поместных Православных Церквах, но даже в других ответвлениях раскола. Одним из ее устроителей является Викентий Чекалин — бывший диакон Русской Православной Церкви, ушедший в раскол и лишенный сана за аморальное поведение и еще в советское время привлекавшийся к уголовной ответственности за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Этот авантюрист успел сменить множество юрисдикций. В 1990 году он обманом добился архиерейской хиротонии в УГКЦ, однако она не была утверждена Святым Престолом. Впоследствии он продолжил свои криминальные похождения и сегодня находится в Австралии. Теперь уже Исиченко надеется получить столь желаемое признание своего несуществующего «апостольского преемства» при помощи УГКЦ.

Конечно, возглавляемая Исиченко структура очень мала, и ее слияние с униатами будет практически незаметно на пестрой конфессиональной карте Украины. Однако самим фактом их приема может быть создан опасный прецедент, суть которого в следующем. Сегодня, несмотря на весьма значительные расхождения в богословской сфере, православными не оспаривается наличие апостольского преемства в иерархии Римско-Католической Церкви. Это, в частности, выражается в чине приема тех клириков, которые переходят из католичества в Православие. Если же в УГКЦ «в сущем сане» будут приняты самосвяты, в рамках Католической Церкви появится структура, чью иерархию Московский Патриархат признавать не сможет. Это неизбежно скажется на православно-католических отношениях в целом.

— А как может сближение УАПЦ(о) и УГКЦ отразиться на церковной ситуации на Украине? И какую цель преследуют униаты, идя на подобный шаг?

— В Совместном заявлении, принятом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском 12 февраля этого года в Гаване, в частности, сказано, что «раскол среди православных верующих Украины» должен быть «преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать» (п. 27). К сожалению, подобными шагами руководство УГКЦ не только не содействует урегулированию проблемы раскола, но лишь усугубляет ее.

Не секрет, что одним из важнейших факторов сближения униатов и автокефалистов является радикальный национализм. Не случайно «собор» в Харькове приветствовали лидеры экстремистских группировок, таких как «Организация украинских националистов», «Свобода» и «Правый сектор».

Альянс между наиболее одиозными представителями украинского раскола и УГКЦ вносит разлад и в общеправославно-католический диалог. Униатское руководство не учитывает или не желает видеть тот факт, что за прошедшее время существенно изменился климат в отношениях между Православной Церковью и Католической Церковью. Никто из нас не хочет возвращаться в прошлое, когда православные и католики воспринимали друг друга не как братья, а как соперники. Сегодня активно развиваются многие направления межцерковного сотрудничества. Их новые перспективы обозначила историческая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване. Если УГКЦ не хочет и далее оставаться камнем преткновения в православно-католических отношениях, ее руководству следует учитывать существующие реалии.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель ОВЦС принял участие в форуме религиозных лидеров в Азербайджане

Митрополит Волоколамский Антоний посетил кафедральный собор святых Жен-мироносиц в Баку

Председатель ОВЦС прибыл в Азербайджан

В ОВЦС состоялась встреча с представителями Международного комитета Красного Креста

В Минской духовной семинарии прошли XVI Чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)

Святейший Патриарх Кирилл: Греко-католики принимают деятельное участие в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль Русской Православной Церкви на международной арене

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

Молитвенный дом изгнанной из своего храма православной общины подожгли в украинском селе Коробчино

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с задержанием наместника Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения [Документы]

При поддержке депутата и полиции в Хмельницкой области Украины захвачен Покровский храм села Загонцы

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

Другие интервью

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период