По окончании работы Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы портала «Монастырский вестник».
— Ваше Высокопреосвященство, вот уже в третий раз Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. В начале собрания Предстоятель Церкви отметил важное значение подобных встреч. Почему встречи с Патриархом так важны для современного монашества?
— Прежде всего потому, что монастыри занимают особое место в жизни каждой епархии, а, значит, и в жизни всей Русской Православной Церкви. Сердце каждого христианина вольно или невольно тянется к образу иночества как древних святых на Востоке, так и святых Русской земли. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Игумен земли Русской Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Евфросиния Полоцкая, Серафим Саровский и многие другие подвизались в монашеском чине, и все они являются образцами святости для нас.
В жизни Русской Православной Церкви происходит возрождение монашеских обителей. На этом пути есть проблемы не только материального, но и организационного характера, которые связаны в том числе и с отсутствием духовного опыта монашествующих. И в этом смысле для всех нас очень важно иметь возможность соборных встреч, чтобы вместе помолиться и поговорить о путях решения стоящих перед нами задач. Святейший Патриарх Кирилл — тоже монах. Предстоятель Церкви как никто другой чувствует нерв жизни Церкви, в том числе и жизни монашеских обителей. Поэтому наше общение всегда носит неформальный характер и имеет в своем основании духовную природу. Для монашествующих встреча с Предстоятелем Церкви очень важна. Каждое его слово имеет огромный вес, всегда бывает наполнено высоким смыслом и содержит духовное назидание. Его Святейшество имеет дар — четко обозначать проблемы и предлагать возможные варианты их решений. Не менее важна в нашем общении и обратная связь. Предстоятель слышит монашествующих, руководителей монастырей, когда мы говорим о насущных вопросах монастырской жизни. Наши собрания — это и есть соборное делание, которое обычно приводит к хорошим результатам. По одним вопросам повестки принимаются необходимые решения, другие приходится переформатировать. Для этой же цели создана и профильная Комиссия Межсоборного присутствия, которая занимается документами, регламентирующими организацию монастырской жизни, работает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, проводятся встречи игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви с ее Предстоятелем.
— Отвечая на один из вопросов, Патриарх предложил игуменам и игумениям «заняться лабораторной работой» в своих кельях и самим поискать на него ответ. Как это было воспринято участниками собрания?
— Я могу сравнить ответы Святейшего Патриарха с ответами, которые давал нам в свое время духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Мы, молодые тогда насельники лавры, воспринимали его как человека, у которого есть связь с Небом, и который мог на все вопросы выдать нам необходимые «инструкции». Но отец Кирилл часто предлагал провести определенную духовную работу самостоятельно. Бывало, что он спрашивал: «А ты сам что думаешь по этом вопросу?» Или: «Давай помолимся вместе». Святейший Патриарх предложил нам в качестве «лабораторной работы» самостоятельно подумать о том, как создать в монастыре такую атмосферу, чтобы созидать духовное единство и побеждать ненавистную рознь мира, думаю, еще и потому, что ответы на одни и те же вопросы для разных людей могут быть разными. Восприятие опытного в духовной жизни человека и новоначального существенно отличаются друг от друга.
— Владыка, на собрании Вы делали доклад о работе комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Как Вы сами оцениваете работу комиссии? Есть ли плоды, и, если есть, то какие именно?
— Я надеюсь, что документы, над которыми мы работаем, пригодятся в монастырях для практической деятельности. Но сейчас пока еще трудно сказать, какое именно значение имеет работа комиссии. Семена посеяны, а время покажет, будут ли плоды.
Пока нам важно не переоценивать свою работу. Ведь можно написать очень содержательный документ, который не получит практического применения.
С другой стороны, когда мы создаем документы, содержащие рекомендации для организации монастырской жизни, мы не придумываем ничего нового. Собираем в разных источниках вековой опыт вселенского монашества, русского монашества и в сжатой форме выдаем довольно глубокого содержания тексты, чтобы затем соборно обсудить их темы на монашеских собраниях. Кроме этого, мы запрашиваем отзывы у монастырей, епархий, духовных школ и других церковных учреждений. Без исследования вопроса — а для создания документа всегда необходимо исследование как святоотеческого опыта, так и имеющегося опыта современной монашеской жизни — не получится глубоко рассуждать о проблемах монашества. И если кто-то интересуется темой документа, он получает ответы на многие вопросы. Однако не следует думать, что после того, как мы написали тот или иной документ, монашество обязано будет вырасти и воспарить.
Да и в нашей работе, как говорится, для совершенства нет предела. Мы работаем с теми людьми, которых нам дает Господь. У разных людей разные способности. Какие-то документы можно назвать более содержательными, какие-то менее. Важнее здесь, наверное, найдет ли применение тот или иной документ в жизни монастырей. Кроме того, в нашей работе выяснилась еще и такая особенность: многие вопросы кажутся понятными до тех пор, пока не начнешь переносить их на бумагу. А когда глубже погружаешься в проблему, внимательно исследуешь ее корни, видишь вопрос во всей его полноте, не так просто бывает сформулировать какую-то определенную норму для его решения.
Второй момент связан с тем, что в ходе наших встреч, где обсуждаются проекты документов, в творческий процесс бывает вовлечено очень большое количество монашествующих. Их опыт и суждения тоже помогают в работе над текстами. И мы очень благодарны Святейшему Патриарху за то, что Предстоятель Церкви озаботился тем, чтобы целые пласты монашествующих людей подняли свой уровень восприятия монашеской жизни на новую высоту.
Могу сказать, что в соборной работе над документами, несомненно, есть свой положительный эффект; впрочем, закрыть только этими трудами все проблемы духовной жизни монастырей не получится. Наши документы нацелены на то, чтобы возродить духовность в монастырях, но она складывается из многих моментов: как ведет себя игумен, как живут новоначальные, какой был принят устав, как исполняется келейное правило, есть ли соборная молитва, общие послушания... И в разных монастырях по-разному решаются все эти вопросы. Невозможно прописать одни и те же правила для всех обителей.
— Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции подобных встреч не было довольно долго. Может показаться, что даже монашествующие уже привыкли к удаленному формату общения.
— Действительно, мы все соскучились по нашим встречам. Нам их очень не хватало. Замечательно, что они всегда начинаются с соборной молитвы. После богослужения в храме, на этот раз в Храме Христа Спасителя, мы верим, что Господь пребывает среди нас и тогда, когда мы обсуждаем насущные проблемы монашества. Это состояние ничем не заменишь. В удаленном формате хорошо работать, когда бывает необходимо отшлифовать какой-то вопрос, но ничто не может заменить встреч «глаза в глаза, от сердца к сердцу». Поэтому для пользы дела нам хотелось бы сочетать разные формы соборного делания.
— На Собрании игуменов и игумений не обсуждалось то, что волнует сегодня всех людей в европейской части Земли — российская спецоперация на Украине. Почему? Ведь насельников монастырей тоже не могут оставить равнодушными происходящие события.
— Каждому делу свое время. Тема Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви связана с возрождением духовности наших обителей. Я бы вот на чем хотел заострить внимание читателей «Монастырского вестника». Откройте Евангелие. Христос говорит со Своими учениками только о духовных вещах. А ведь в Его время народ Израиля жил под римским владычеством, терпел притеснения. Фарисейские лидеры хотели воспользоваться авторитетом Христа и требовали, чтобы Он призвал народ к противостоянию. Но Спаситель говорит: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18:36). Следуя Его примеру, и мы, монашествующие, призваны заниматься вопросами духовными. Если мы займемся политикой, у нас просто не останется времени и сил на молитву и духовное делание, и тогда произойдет обмирщение монашества. Мы молимся и просим, чтобы Господь уврачевал создавшуюся на планете ситуацию, чтобы дал дар разумения нашим правителям, мудрость и усердие воинам и помог им одержать столь важную для нашей страны и нашей Церкви победу.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru