Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патріархія

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби
Версія для друку
3 лютого 2023 р. 17:58

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с комментарием в связи с выступлением Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея 9 декабря 2022 года в Абу-Даби на Конференции по вопросам мировой политики «For a reasonably ореn world».

9 декабря в Абу-Даби на Конференции по вопросам мировой политики «For a reasonably ореn world» Патриарх Константинопольский Варфоломей допустил ряд некорректных, необоснованных и откровенно клеветнических обвинений в адрес Русской Православной Церкви. В своей речи, почти полностью посвященной не столько теме конференции, сколько критике русского Православия, им было дано пристрастное, искаженное толкование истории нашей Церкви и народов, которые она объединяет, а также предприняты намеки на якобы уклонение Русской Церкви от православного вероучения и канонов.

Не касаясь крайне спорных, некомпетентных и политизированных оценок Патриархом Варфоломеем ряда исторических событий в истории России и Восточной Европы, имеем заявить следующее.

Православное христианство действительно легло в основу государственной и культурной идентичности Киевской Руси и во многом сформировало национальную идентичность народов, возводящих свою историю к купели Киевского крещения. Несмотря на периоды раздробленности и смут, эти народы всегда осознавали себя единой церковной общностью.

Киев, именуемый в наших древнейших летописях «матерью городов русских», исторически был колыбелью русского Православия и первой кафедрой Русской Церкви. Как древняя Антиохия — для Православного Востока, Мцхета — для Грузии, Печская Патриархия — для Сербии, так и Киев доныне остался общей для наших народов святыней, чтимой во всей Русской Церкви.

Возникновение украинской идентичности связано не с «диалектикой между созиданием и разрушением», как расплывчато формулирует Предстоятель Константинопольской Церкви, а с обстоятельствами истории Юго-Западной Руси в условиях многовековой борьбы православных христиан за сохранение своей веры, культуры и традиций в условиях агрессивной иноверческой экспансии как с Востока, так и с Запада. В этой борьбе наши предки опирались на поддержку своих единоверных братьев с севера, и ее итогом стало воссоединение Москвы и Киева в XVII веке — политическое и церковное. Оно отвечало вековым чаяниям наших предков, его добровольный, всенародный характер был зафиксирован документально, и это воссоединение никоим образом не может быть поименовано «русским иноземным владычеством», потому что участники этого воссоединения с обеих сторон чувствовали, мыслили и называли себя тогда русскими.

В дальнейшем наши народы пережили вместе как славные, так и трагические страницы своей общей истории. XX век, о котором особо упоминает Константинопольский Патриарх, был «особенно жестоким» не только для украинского, но и для русского народа. Мы сообща прошли тяготы и потери Первой мировой войны (1914-1918); разруху времен Гражданской войны (1918- 1923); массовый голод в СССР (1932-1933), охвативший земли не только современной Украины, но и Поволжья, Урала, Центрального Черноземья, Северного Кавказа; и, наконец, вторжение немецко-фашистских захватчиков в 1941 году.

Говорить, что украинский народ лишь оказался «посреди вооруженного противостояния между Советским Союзом и Нацистской Германией», выставлять его безучастной и безвольной жертвой мирового конфликта значит недооценивать и принижать подвиг украинцев в годы Великой Отечественной войны. В 1941-1945 годах русский и украинский народы плечом к плечу выстояли против объединенной фашизмом Европы. Ради победы над германским нацизмом отдали жизнь в бою более пяти миллионов русских воинов и около полутора миллионов украинских. Именно на правах победителей во Второй мировой войне и русский, и украинский народы вошли в число основателей Организации Объединенных Наций. Прискорбно, что Константинопольский Предстоятель не сознает заслуг наших народов перед мировой историей и не сочувствует принесенным ими жертвам, что он готов оскорбить память павших в угоду сиюминутной политической риторике и конъюнктуре.

К испытаниям, перенесенным нашими народами в XX веке, следует отнести и атеистические гонения при коммунистическом режиме, о которых Патриарх Варфоломей упоминает лишь мельком. Эти религиозные гонения — одни из самых жестоких за всю историю христианства — стоили жизни многим тысячам клириков Русской Православной Церкви и сотням тысяч мирян. В 1920-е годы коммунистическими властями был искусственно создан обновленческий раскол в Русской Церкви, а Константинополь открыто поддержал его.

Неблагодарными и недобросовестными со стороны Константинопольского Патриарха представляются обвинения в адрес Русской Церкви, будто после падения Константинополя в 1453 г. «Москва претендовала заменить собой Вселенский Патриархат». Даже в самые бесславные для Константинопольской Церкви годы уклонения в унию (1439) и легитимизации украинского церковного раскола (2018) Русская Православная Церковь ограничилась лишь разрывом общения с теми, кто сам отлучил себя от догматического и канонического единства Православной Церкви. Но она никогда не претендовала на то, чтобы занять место Константинопольского Патриархата в семье Поместных Православных Церквей.

После падения Византийской империи Московское княжество, а затем и царство многие годы действительно оставалось единственным независимым православным государством, способным поддержать православных христиан на Востоке. Именно по этой причине Патриарх Константинопольский Иеремия II в Уложенной грамоте 1589 г. об учреждении Патриаршества на Руси обращался к царю Феодору Иоанновичу: «Твое, о благочестивый царь, великое Российское царство, третий Рим, благочестием всех превзошло, и все благочестивые царства в твое воедино собрались, и ты один под небом христианским царем именуешься во всей вселенной, во всех христианах».

Однако со времен Патриарха Иеремии и до сего дня ни в российских государственных актах и документах, ни в официальных документах и заявлениях Русской Церкви политическая концепция «Третьего Рима» никогда не применялась. В двадцатом веке упомянутые Патриархом Варфоломеем идеи стали преимущественно инструментом идеологии и пропаганды Фанара. Во времена «холодной войны» пресловутыми «Третьим Римом» и «панславизмом» традиционно запугивали единоверных нам греческих собратьев и западное сообщество. Как показывают недавно опубликованные ЦРУ документы о сотрудничестве Патриарха Афинагора с американской разведкой, мифический аргумент «Третьего Рима» активно использовался Фанаром, в основном, для усиления религиозного фактора в международной политике и привлечения поддержки мировых политических сил.

Прискорбно, что помощь единоверным народам Балкан, в том числе братскому греческому народу, в их освобождении от османского ига Патриарх Варфоломей именует «многолетней политикой Москвы» по «разделению православного мира». Очевидно, что мир Православия для Константинопольского Предстоятеля по старой привычке ограничен пределами Османской империи XVIII-XIX веков. Ее поддержкой и административным механизмом принуждения пользовались тогда фанариоты, чтобы беспощадно искоренять самобытную культуру народов Балкан, их богослужебные традиции, пение и даже язык, повсеместно заменяя их на греческие. Именно так на Фанаре понимали тогда «вселенскость евангельской вести», а любое противодействие этой агрессивной экспансии со стороны болгар, сербов, румын получало ярлык «этнофилетизма» и осуждалось в качестве ереси. Тогда же была изобретена идея исключительного права Константинополя в одностороннем порядке отзывать автокефалии у покорных ему Поместных Церквей, основывавшаяся не на тысячелетнем Предании Церкви, а на административных привилегиях милет-баши, дарованных турецкими властями.

Изобретя понятие этнофилетизма и осудив его на Константинопольском Соборе 1872 г., Фанар фактически осудил собственную многолетнюю политику культурного порабощения православных народов. Абсурдно и вульгарно звучат обвинения в «этнофилетизме» — или тем более в «церковном расизме»! — в адрес Русской Православной Церкви, которая объединяет миллионы верующих и сотни народов, каждодневно проповедует, молится и совершает богослужения на десятках языков народов мира.

Каноническая территория Русской Православной Церкви включает в себя 17 государств, и в каждом из них наша Церковь поддерживает суверенитет страны, способствует духовному оздоровлению общества, созиданию общественного согласия, вносит свой вклад в укрепление традиционных нравственных ценностей и института семьи.

На этом фоне усилия Константинопольской Церкви в области укрепления традиционных и семейных ценностей представляются далеко не достаточными, а ее позиция — крайне двусмысленной. Открытая поддержка некоторыми иерархами Фанара ЛГБТ-движения, абортов и контроля рождаемости, а также официальное разрешение на второбрачие клириков ломают тысячелетние канонические устои Православия, вступают в разногласие с принятыми ранее всеправославными документами и вызывают величайший соблазн в мировом Православии, в том числе среди духовенства и верующих самой Константинопольской Церкви.

Проповедь «нового мира» не мешает Константинопольскому Патриарху обвинять своих оппонентов в ереси. Апелляции к «элементарным правилам церковной организации Православия» не затруднили его в признании «иерархов» украинского раскола, не имеющих апостольского преемства. А продвижение упомянутых в выступлении «западных ценностей», в том числе распространенная в либеральном дискурсе своеобразная трактовка темы прав человека, не препятствует Предстоятелю Константинопольской Церкви закрывать глаза на вопиющие нарушения элементарных прав и свобод духовенства и верующих на Украине.

В дни, когда готовилось выступление Патриарха Варфоломея в Абу-Даби, в монастырях и храмах Украинской Православной Церкви шли массовые обыски и допросы, против ее иерархов и духовенства возбуждались уголовные дела по искусственным и клеветническим обвинениям, продолжались насильственные захваты ее храмов и избиение духовенства, без суда и следствия лишались конституционных прав и полноценной возможности жить в своей стране ее архипастыри и пастыри. Ни слова об этом не прозвучало в парадном выступлении Константинопольского Предстоятеля. Между тем, украинские политики и чиновники прямо ссылаются на Томос Константинопольского Патриарха как на основание для гонений и полного запрета деятельности Украинской Православной Церкви. Более того, иерархи Фанара публично поддерживают гонения на Украине, лицемерно именуя их «очищением и обновлением Украинского Православия».

В своем выступлении Патриарх Варфоломей безосновательно обвиняет Русскую Церковь в «использовании средств государства» для достижения своих целей. Трудно привести более наглядный пример использования государственных рычагов в церковных целях, чем процесс легализации церковного раскола, предпринятый Константинополем на Украине, и его признания Предстоятелями в некоторых Поместных Православных Церквах. По воспоминаниям очевидцев, в 2018 году президент Украины заседал в президиуме так называемого «Собора» раскольников, оказывал давление на раскольнических иерархов и даже на представителя Константинополя, нынешнего митрополита Халкидонского Эммануила. Американские дипломаты и представители спецслужб проделали колоссальную работу, оказывая беспрецедентное для нашего времени давление на Предстоятелей и епископат Поместных Православных Церквей с целью принудить их согласиться с антиканоническим деянием Константинопольского Патриархата.

Именно этот грубый нажим мировых политических сил на Православную Церковь по всему миру и желание Фанара действовать на Украине в одностороннем порядке — вопреки воле и протестам других Поместных Церквей — привели к тому глубокому разделению в православном мире, которое упоминает Патриарх Варфоломей в выступлении.

С прискорбием вынуждены констатировать, что и сейчас Константинопольский Предстоятель лишь поддерживает и углубляет это разделение. Он не только предпринимает попытки косвенно обвинить Русскую Православную Церковь в неких «ошибках», «ереси», уклонении от канонов и догматов, но и в оскорбительном тоне комментирует позицию всех Поместных Православных Церквей, не ставших на сторону Фанара по украинскому церковному вопросу.

Именно такое неуважение Константинопольского Патриарха по отношению к своим собратьям в других Поместных Церквах стало главной причиной неудач Критского Собора 2016 года. На протяжении десятков лет подготовки к Собору представители Константинополя игнорировали и замалчивали мнение других Поместных Церквей, подавляли нежелательную дискуссию, а наиболее острые вопросы межправославных отношений блокировали и исключали из повестки. Это закономерно привело к замедлению процесса подготовки, а потом и к фактическому срыву Собора. Своим скандальным выступлением в Абу-Даби Константинопольский Предстоятель лишь подтверждает фактическую утрату им морального права и способности быть координатором межправославных отношений.

Хотелось бы надеяться, что позиция Константинопольской Православной Церкви не исчерпывается личными взглядами и мнением ее Предстоятеля, и в ней есть еще здравые силы, помнящие о словах Спасителя: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:26-27).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Матеріали за темою

З березня 2022 року 34 000 біженців звернулися до церковного штабу допомоги у Білгороді. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 17 березня 2023 року) [Стаття]

27 000 біженців звернулися до церковного штабу допомоги біженцям у Воронежі з березня 2022 року. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 16 березня 2023 року) [Стаття]

Священний Синод закликав міжнародне співтовариство підняти голос на захист віруючих Української Православної Церкви

Священний Синод констатував неможливість євхаристичного спілкування з Архієпископом Кіпрським Георгієм

Святіший Патріарх Кирил звернувся до релігійних діячів і представників міжнародних організацій у зв'язку із ситуацією навколо Києво-Печерської лаври

Захоплено храм Чернівецько-Буковинської єпархії Української Православної Церкви в селі Хрещатик

В.Р. Легойда: Позбавлення українських єпископів громадянства — черговий виток боротьби з канонічною Церквою

Звернення Святішого Патріарха Кирила у зв'язку із ситуацією навколо Києво-Печерської лаври [Патріарх : Привітання та звернення]

Звернення Святішого Патріарха Кирила у зв'язку із ситуацією навколо Києво-Печерської лаври

У Санкт-Петербурзькій духовній академії відбулася конференція «Богослов'я історії та еклезіологічні концепції сучасності: догматичні аспекти»

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби [Документи]

Єпископ Бацький Іриней: Українська влада виявляє максимальну активність у гоніннях на справжню канонічну Церкву [Iнтерв'ю]

Митрополит Волоколамський Іларіон прокоментував визнання Синодом Константинопольського Патріархату Македонської Церкви

Священний Синод закликав міжнародне співтовариство підняти голос на захист віруючих Української Православної Церкви

У ВЗЦЗ пройшло спільне засідання Комісії з міжнародного співробітництва та Міжрелігійної робочої групи із захисту віруючих

Завершилося перебування у Москві делегації Ірану, яка брала участь у Спільній російсько-іранській комісії з діалогу «Православ'я — Іслам»

У Посольстві Ірану відбувся прийом для учасників XII засідання Спільної російсько-іранської комісії з діалогу «Православ'я — Іслам»

Звернення Святішого Патріарха Кирила у зв'язку із ситуацією навколо Києво-Печерської лаври [Патріарх : Привітання та звернення]

Святіший Патріарх Кирил очолив перше у 2023 році засідання Священного Синоду

Звернення Святішого Патріарха Кирила у зв'язку із ситуацією навколо Києво-Печерської лаври

Священний Синод констатував неможливість євхаристичного спілкування з Архієпископом Кіпрським Георгієм

Послання Святішого Патріарха Кирила Блаженнішому Митрополиту Варшавському Саві [Патріарх : Привітання та звернення]

Святіший Патріарх Кирил звернувся до релігійних діячів і представників міжнародних організацій у зв'язку із ситуацією навколо Києво-Печерської лаври

Предстоятель Православної Церкви в Америці прийняв канцлера Патріарших парафій у США

Інші документи

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби

Комментарий митрополита Волоколамского Антония в связи с принятием документа ВСЦ «Война на Украине, мир и справедливость в европейском регионе»

Коментар митрополита Волоколамського Антонія, глави делегації Руської Православної Церкви на XI Асамблеї Всесвітньої Ради Церков

Разъяснение Службы коммуникации ОВЦС в связи с интервью Папы Римского Франциска итальянскому изданию Corriere della sera

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС на интервью митрополита Перистерийского Григория грекоязычным телеканалам «Orthodox TV» и «Aparchi»

Коментар голови ВЗЦС щодо факту наруги християнських святинь в історичній обителі Панагія Сумела (Трабзон, Туреччина)

Коментар голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського Іларіона у зв'язку з поширенням інформації про звернення колишнього митрополита Київського і всієї України Філарета

Заява голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського Іларіона в зв'язку з долею 10-місячного хлопчика Чарлі Гарда з Великобританії

Заява Служби комунікації Відділу зовнішніх церковних зв'язків

«Щоб Європа зберегла свою душу». Повідомлення для преси за підсумками співбесіди представників Руської Православної Церкви, Сербської Православної Церкви та Римо-Католицької Церкви в Словенії