26 июня 2025 года в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского состоялось расширенное заседание Совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по взаимодействию с институтами гражданского общества. Встреча была посвящена обсуждению темы «Государственно-общественный характер реализации экологической политики в России» и вопросам формирования бережного сознания, его значению для воспитания ответственного гражданина.
Со вступительным словом к присутствовавшим обратилась первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Любовь Глебова, выступившая модератором заседания.
Отметив большое значение общественных институтов как акторов большой работы по формированию мировоззрения, предполагающего ответственную, патриотическую позицию, занимая которую, активный человек проявляет себя как член большого коллектива людей, живущих на планете, сенатор заявила: «Бережное отношение к жизни, перенесенное из сферы производства в семью, общество и внутреннюю позицию человека, становится не побочным эффектом, а главной целью технологического развития».
Л. Глебова особо подчеркнула значение общественных институтов в решении значимых для государства вопросов, в том числе в сфере воспитания бережливого сознания, формирования личности, просветительской работе.
Ректор Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Олег Трофимов выразил убеждение, что в разработке темы бережливости должны присутствовать экономическая, человеческая и мировоззренческая составляющие, а их пропорции могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева Михаил Богуславский посвятил свое выступление понятиям «бережность» и «бережливость». «Бережное сознание формируется в процессе бережливой деятельности, вместе с тем и бережливая деятельность невозможна без бережного сознания — можно сказать, они диалектически взаимосвязаны», — сказал эксперт.
На протяжении столетий к числу центральных, системообразующих понятий воспитания относилось в том числе воспитание бережливости в хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности. «При этом основное целеполагание такой деятельности заключалось не в ее общественных последствиях, а в нравственных основаниях, влиянии на душу, и отсюда важнейшие православные корни бережливости русского человека», — отметил М. Богуславский.
Выходящую за пределы общественного благоустройства перспективу бережливой деятельности обозначил председатель Синодального миссионерского отдела, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, сопредседатель Единого экспертного совета Международного грантового конкурса «Православная инициатива» архиепископ Зеленоградский Савва. Русская Православная Церковь уже сейчас участвует во многих практических проектах, связанных с бережливостью, — это может быть раздельный сбор мусора, утилизация батареек, уборка территории.
«Но если при этом мы, Церковь, и в целом наше общество не будем понимать, что у нас есть ориентир, который нас тянет выше, мы рано или поздно скатимся в материалистическое восприятие в том числе темы бережливости, — продолжил архиерей. — В конце концов, так называемая глобальная зеленая повестка, в частности, в энергетике, тоже исходила из, казалось бы, добрых порывов, а сейчас мы видим, насколько сильно она деградировала, потому что в ней не было стремления ввысь, не было желания изменить человека, человечество и мир сообразно чему-то высшему».
«То бережливое сознание, которое мы сейчас формируем, я убежден, базируется на бережливом коде поколений», — в свою очередь, подчеркнул руководитель проекта АО «Производственная система Росатома» Алексей Мещеряков. По его мнению, нужно бережно сохранять традиции бережливости народа, поскольку если их не передают следующим поколениям, этот код просто забывается.
Алексей Мещеряков представил исторические данные о том, как технологии бережного производства показали свою эффективность в годы Великой Отечественной войны, когда промышленность страны превратилась в «кузницу победы».
О бережливых проектах в работе с подрастающим поколением рассказала руководитель Департамента по работе с участниками «Движения первых» Диана Зиннатуллина. В числе реализуемых инициатив — тематические конкурсы, работа движения юных натуралистов, природоохранные акции и образовательные мероприятия.
Руководитель исполнительной дирекции международной грантовой программы «Православная инициатива» Лариса Даль отметила, что бережливость — это одна из ключевых ценностей, связывающих традиции истории и культуры русского народа с новыми формами национального мышления. Основными побуждениями к деятельности в сфере бережливого сознания являются «уважение к историческому прошлому, долг перед будущими поколениями, поддержание традиций», констатировала Л. Даль.
Директор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Тамара Щелина коснулась сочетания тем бережливого сознания и патриотического воспитания молодежи, важности ценностного единства акторов воспитательного пространства. Знания о бережливости становятся побуждением к действию только тогда, когда они стали внутренней потребностью ребенка, подростка, впоследствии взрослого человека. «Воспитание бережливости как нравственной черты личности требует единства знаний о бережливости, бережливой деятельности и бережного отношения к общественной собственности», — подчеркнула она.
Исполнительный директор фонда «Соработничество» Алла Ларина отметила, что по опыту конкурса «Бережливая инициатива», который проводится уже четыре года, можно заметить, как тема бережливости и бережного сознания в реализуемых проектах перекликается со многими сферами деятельности — с образовательной работой, воспитанием, просветительством и социальным служением. В нынешнем году в рамках конкурса появились новые направления, нацеленные на формирование сообществ, бережливых центров.
«Жизнь показывает, что это необходимо, и к этому стремятся сами наши участники, а потому заниматься формированием бережного сознания надо системно, начиная с детства, возможно, еще с детского сада и далее школы», — сказала А. Ларина.
Депутат Государственной Думы РФ, член Единого экспертного совета программы «Православная инициатива» Артем Кавинов подчеркнул, что между понятиями «бережливость» и «созидание» можно поставить знак равенства. «На мой взгляд, само по себе понятие бережливого сознания — это соединение и сохранение опыта прошлого и, как ни странно, опыта будущего, в которое мы идем», — считает депутат.
«Понятия бережливости и созидания, на мой взгляд, сегодня тождественны. Бережливость может быть и патриотической, и гуманитарной, и родительской, и исторической. Это не только личное качество, но и философия жизни, в которой соединяется опыт прошлого и стремление к будущему», — отметил А. Кавинов.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова подчеркнула роль вузов в ценностном воспитании молодежи, в том числе в формировании бережного сознания, причем воспитание это должно сопрягаться с действием: «Только через действие формируется привычка жить бережливо, думать, относиться бережно».
В числе участников дискуссии также были священнослужители, представители федеральных и региональных властей, вузов, общественных организаций и экспертного сообщества.
Фонд «Соработничество»/Патриархия.ru