Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Вятская и Слободская епархия

Версия для печати
21 января 2011 г. 12:25

Православие пришло на Вятскую землю в конце XII века, когда новгородские ушкуйники основали на реке Вятке несколько укрепленных поселений, потеснив местные племена вотяков и черемисов. В память о благодатной помощи Божией, сопутствовавшей первым вятчанам, был учрежден и доныне совершается Борисо-Глебский крестный ход в село Никульчино — первое православное поселение на Вятской земле.

Официальной датой основания центра Вятской земли, города Вятки (Хлынова), считается 1374 год, хотя древнейший местный летописный свод «Повесть о стране Вятской» упоминает об основании города около 1174 года. Есть предположение, что в первые годы своего существования Вятская земля, не имевшая своей епископской кафедры, находилась в каноническом подчинении Ростовской епархии, один из городов которой Устюг Великий был центром русской колонизации северо-восточных земель.

Тогда же, на рубеже XIV и XV веков возникла древнейшая православная традиция Вятской земли — крестный ход на реку Великую к месту явления в 1383 году чудотворного образа святителя Николая Чудотворца, который с тех пор неопустительно совершался вятчанами в период с 3 по 8 июня (н. ст.) и собирал до 25 тысяч паломников.

После вхождения Вятской земли в состав Московского государства (1489 год) Великорецкий образ святителя Николая дважды посещал Москву. Первый раз — в 1555 году по приглашению царя Ивана Грозного, когда в честь Великорецкой святыни был освящен один из приделов собора Василия Блаженного, в другой — в 1614 году в царствование государя Михаила Феодоровича. В 1657 году Первопрестольную посещала еще одна вятская святыня — чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, по имени которой получила свое название Спасская башня Московского Кремля.

В доепархиальный период в пределах Вятской земли было основано до 20 монастырей, среди которых со временем особое значение приобрел монастырь Успения Божией Матери (ныне — Успенский Трифонов), основанный в 1580 году в Хлынове выходцем из Архангельской земли преподобным Трифоном Вятским (+1612).

Младшим современником и учеником преподобного Трифона был святой блаженный Прокопий (+1628), явивший вятчанам своей жизнью пример кротости и нестяжания. Их прославление в лике святых Русской Православной Церкви было подготовлено трудами первых вятских архиереев — епископа Александра (1657-1674) и архиепископа Ионы (Баранова, 1675-1699), внимательно рассмотревших местные традиции и утвердивших те из них, что не противоречили канонам святого Православия. Современником преподобного Трифона Вятского также был преподобный Леонид Устьнедумский (+1654), просветивший евангельской проповедью северные районы Вятской земли.

С учреждением епархии на Вятской земле были построены первые каменные храмы. Доныне сохранились Успенский собор, Преображенская, Предтеченская, Никольская, Трехсвятительская церкви г. Вятки, Екатерининский собор г. Слободского, Благовещенская церковь г. Яранска, Троицкая церковь с. Кстинино, Знаменская церковь с. Пасегово, построенные в конце XVII – начале XVIII веков.

Говоря об архиереях, значительное время управлявших Вятской епархией, нельзя не сказать о епископе Варфоломее (Любарском, 1758-1774) и его преемнике епископе Лаврентии (Барановиче, 1776-1796), которые ревностно заботились о развитии на Вятке духовного образования. Осознавая всю важность духовного просвещения, владыка Варфоломей основал Вятскую духовную семинарию, ставшую впоследствии духовно-просветительским центром Вятской земли. Расположенная на границе с «инородцами», Вятская епархия была оплотом православной миссии среди вотяков (удмуртов), черемис (марийцев) и татар. К числу архиереев-проповедников принадлежит архиепископ Аполлос (Беляев, 1864-1885), сочинения, слова, речи которого были широко известны вятской пастве.

В начале ХХ века в составе Вятской епархии имелось 866 приходских церквей, штат которых насчитывал 1853 священнослужителя. В 13 монастырях епархии подвизались более 200 монашествующих и 1300 послушников и послушниц. Кафедральным собором был Свято-Троицкий собор г. Вятки, где пребывал чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. Ежегодно «низовым» крестным ходом эта святыня вместе со списком с чудотворного Нерукотворенного образа Спасителя посещала все приходы епархии, расположенные на реке Вятке, вниз по течению от губернского центра. Всего же в г. Вятке на 56 тысяч жителей было более 50 церквей, включая домовые и больничные.

Зерна евангельской проповеди, посеянные вятскими архиереями и священниками на добрую почву приходской жизни, принесли обильные плоды в конце XIX — первой половине XX века, когда Вятская земля украсилась сонмом святых и подвижников благочестия. Среди них — местночтимые святые Вятской епархии преподобный Стефан Филейский (+1890), известный своими духовными сочинениями, и его ученик преподобный Матфей Яранский (+1927), а также новомученики и исповедники Российские — священноисповедник Виктор, епископ Глазовский и священномученики пресвитеры Михаил (Тихоницкий), Николай (Подьяков), Виктор (Усов) и Прокопий (Попов), святая мученица Нина (Кузнецова).

1930-е годы стали для Вятской епархии временем суровых испытаний. В декабре 1937 года во внутренней тюрьме НКВД г. Кирова был расстрелян управляющий епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский). К началу 1941 года действующими на территории епархии оставались только 9 церквей. Многие древние храмы были уничтожены после переименования в 1934 года Вятки в Киров, в том числе взорван уникальный Александро-Невский собор, в котором его автор — архитектор А.Л. Витберг воплотил свой проект московского Храма Христа Спасителя.

Возрождение епархии началось в годы Великой Отечественной войны с назначением на вдовствующую кафедру архиепископа Вениамина (Тихоницкого), при котором число действующих храмов возросло до 80. Однако в 1958 году это церковное возрождение было прервано хрущевскими гонениями, в результате которых к концу 1964 года более 45 вятских церквей были вновь закрыты и разорены.

Новый этап церковного возрождения начался в конце 1980-х годов и связан с именем ныне покойного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа. Возродилась богослужебная жизнь более чем в 120 вятских храмах. Восстановлена главная святыня епархии — Успенский Трифонов монастырь, который в 1994 году впервые в истории Вятской земли посетил приснопамятный Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Алексий II.

В 1991 году была возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в г. Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 году открыта Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского.

Прославлены новые вятские святые: преподобный Матфей Яранский (1997); священноисповедник Виктор, епископ Вятский и Глазовский (2000); преподобный Стефан Филейский (2002); священномученик Михаил Тихоницкий (2003).

Епархия сегодня

 

Все материалы с ключевыми словами