Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Версия для печати
12 марта 2020 г. 13:18

11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви (журнал № 17).

Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко; †1931). Окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом-психиатром в Сокольниках, фронтовым врачом на Австрийском фронте, терапевтом-практиком. В 1922-28 гг. был главным врачом больницы Таганской тюрьмы. По благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно принял монашество. В 1927 г. не принял Декларацию митрополита Сергия. Был рукоположен в сан пресвитера в Петербурге в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови) еп. Димитрием (Любимовым), затем во епископы. С 1929 г. стал жить в Серпухове и возглавил движение иосифлян в Московской области. В Серпухове к нему перешли все 18 приходов; то же самое произошло в Коломне. Большинство приходов в Звенигороде, Волоколамске, Переславле Залесском и других городах также перешли к иосифлянам. 24 мая 1929 г. епископ Максим был арестован и приговорен к пяти годам концлагерей за свою церковную позицию и деятельность. Был отправлен на Соловки, где был назначен врачом во время эпидемии сыпного тифа. Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским) и другими заключенными епископ Максим совершал тайные богослужения в лесу. В 1931 г. епископ Максим (Жижиленко) был вызван в Москву по новому делу и заключен в Бутырскую тюрьму. Расстрелян 4 июня, похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. 

Епископ Нарвский Сергий (Дружинин; †1937). За долгие годы пастырского служения владыка был насельником Валаамского монастыря, Александро-Невской лавры и Троице-Сергиевой пустыни, в которой в 1915-19 гг. служил настоятелем в сане архимандрита. 10 (23) ноября 1924 г. отец Сергий был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Петроградской (Ленинградской) епархии. В декабре 1927 г. епископ отделился от заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в конце 1929-30 гг. фактически возглавлял «иосифлянское» движение в стране. После ареста и пятилетнего заключения в Ярославской тюрьме он был сослан в Марийскую АССР, где в 1937 г. принял мученическую кончину по приговору НКВД.

Священник Константин Жданов (†1919). В 1892 г. поступил в Литовскую духовную семинарию в г. Вильна (ныне Вильнюс), однако через два года в связи со смертью матери был вынужден оставить учебу и устроиться работать на Полесские железные дороги. В 1900 г. после успешной сдачи экзаменов при Литовской духовной консистории был рукоположен во диакона и назначен в храм одной из деревень Дисненского уезда. Вскоре, получив известие о смерти отца, подал прошение о перемещении на Успенский приход в родной деревне, чтобы иметь возможность заботиться о младших братьях и сестрах. 30 апреля 1900 г. викарий Литовской епархии епископ Ковенский Михаил (Ермаков) рукоположил диакона Константина в сан иерея и назначил настоятелем Успенского храма в с. Старошарковщизна.. В 1912 г. состоялось освящение новой Успенской церкви, строительством которой руководил отец Константин. Он также был известен как талантливый проповедник и педагог. В 1904 г. был назначен законоучителем Ждановского народного училища, в 1908 г. — Сосновского и Григоровщинского народных училищ. С конца 1918 г. в Старошарковщизне действовала коммунистическая ячейка, известная особенно жестоким отношением к представителям духовенства и монашествующим. Весной 1919 г. Константин был арестован. Среди местных жителей начался сбор подписей с просьбой о его освобождении. Отец Константин был отправлен в Дисну, где вместе с другими священниками ночью 29 апреля был выведен к месту казни. Видя нетрезвое состояние конвоиров, священник Михаил Синявский предложил отцу Константину бежать, однако тот ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлет, то и буду терпеть». Священнику Михаилу удалось скрыться и впоследствии свидетельствовать о мученической кончине отца Константина. Его заставили выкопать себе могилу, после чего бросили туда живым, стали бить лопатой, перебили голени, отсекли левую стопу, оглушили ударом по голове и затем засыпали землей. 25 июня того же года тело отца Константина было перезахоронено верующими в склепе под алтарем дисненской кладбищенской Одигитриевской церкви. Канонизирован как местночтимый святой Синодом Белорусского экзархата 15 декабря 2009 г. (журнал утвержден Святейшим Патриархом Кириллом 13 марта 2010 г. — исх. МП № 2032 от 17.03.2010). Прославление в лике священномучеников было совершено в храме Воскресения Христова г. Дисны Витебской области митрополитом Минским и Слуцким Филаретом 11 июня 2011 г.

Священник Николай Околович (†1934). Окончив Витебское духовное училище и Витебскую духовную семинарию, продолжил обучение в Московской духовной академии (окончил в 1887 г.). В годы учебы отличался прилежанием, духовной мудростью и миролюбием. Вскоре Николай был рукоположен в сан диакона, 2 февраля 1888 г. епископом Маркеллом (Поппелем) — в сан священника. В следующем году получил назначение на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого церковного братства. На протяжении многих лет был редактором «Полоцких епархиальных ведомостей». В 1906-10 гг. отец Николай служил в Воронеже на должности ректора Воронежской духовной семинарии и главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». Вернувшись на родину, по благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) он возглавил пастырскую школу при Витебском Николаевском кафедральном соборе, в 1922 г. был назначен настоятелем этого собора. В городе шла кампания по изъятию церковных ценностей, однако благодаря мудрости отца Николая обошлось без кровопролития: передача ценностей прошла достаточно мирно. В том же году отец Николай первый раз был арестован. В течение двух недель его содержали под стражей, потом условно осудили на год лишения свободы, но вскоре амнистировали. К тому времени в Витебской епархии все более явно заявляло о себе обновленчество. В 1924 и 1927 гг. обновленческие иерархи письменно предлагали отцу Николаю перейти в их лагерь, принять архиерейский сан и возглавить Полоцкую епархию. Ответ был однозначно отрицательным. Протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в противостоянии обновленческому расколу в Витебске. С 1922 по 1927 г. во время ссылки канонического архиерея архиепископа Иннокентия (Ястребова) отец Николай объединил священнослужителей и мирян, оставшихся верными Патриаршей Церкви, добиваясь от богоборческой власти разрешения создать отдельное от обновленцев епархиальное управление. В 1926 г. эта цель была достигнута, что избавило сторонников Патриаршей Церкви от обвинения в нелегальной религиозной деятельности. 24 апреля 1931 г. протоиерей Николай Околович был арестован и помещен в витебскую тюрьму. Предъявленные на следствии сфабрикованные обвинения в антисоветской и антиколхозной агитации он не признал. Пребывание в тюрьме окончательно подорвало здоровье исповедника. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 г. по ст. 72 и 76 УК БССР было принято решение из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на три года. Дальнейшая его судьба неизвестна. К 1937 г. считался умершим. По словам сына, в 1934 г. отец Николай скончался в заключении, место заключения и мученической кончины, а также причина смерти неизвестны. Канонизирован как местночтимый святой Синодом Белорусского экзархата 20 декабря 2006 г. (журнал утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 марта 2007 г.).

Священник Николай Прозоров (†1930). Родился в с. Покровское Пензенской губернии. В 18 лет, в 1915 г., он оставил семинарию и пошел добровольцем защищать Отечество на германский фронт после обучения в Михайловском артиллерийском училище. По возвращении с фронта в Пензу в 1918 г. он был обвинен чекистами в «офицерском заговоре» и приговорен к расстрелу. Полный жизни и мужества молодой офицер дал обет стать священником, если Господь сохранит ему жизнь. Находясь среди смертников в общей камере, он предложил прочитать вслух акафист святителю Николаю, защитнику невинно осужденных. Часть офицеров согласилась и пропела акафист, а другие отказались. Все читавшие акафист были избавлены от казни и получили сроки тюремного заключения, а их соузники были расстреляны. Оказавшись на свободе, Николай принял в 1919 г. священство. Рукополагал его архиепископ Иоанн (Поммер). В 1919-27 гг. служил в сельских храмах близ Пензы. Арестовывался в 1924 г., вскоре был освобожден. С начала 1927 г. жил в Ленинграде, учился в Богословско-пастырском училище, а затем на Высших богословских курсах (до июля 1928 г.). Служил в церкви Лаврской киновии. В 1928-29 г. — настоятель церкви св. Александра Ошевенского на Пискаревке. Был секретарем епископа Димитрия (Любимова). 28 ноября 1929 г. отца Николая арестовали вместе с группой иосифлянского духовенства, не признавшей Декларации митрополита Сергия, и по постановлению КОГПУ от 3 августа 1930 г. приговорили к высшей мере наказания. Прощаясь с сокамерниками, батюшка радостно сказал: «Господь зовет меня к Себе, и я сейчас буду с Ним!» Расстрелян 21 августа 1930 г.

Священник Сергий Тихомиров (†1930). Родился в деревне Глобицы Санкт-Петербургской губернии. В 1893 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Рукоположен в сан пресвитера в 1896 г., с 1897 г. служил в Троицкой церкви с. Клопицы Петергофского уезда, с 1905 г. служил в церкви Александровского детского приюта в Санкт-Петербурге. В 1908-19 гг. — настоятель церкви св. Александра Невского на Стрельнинской улице. В 1920-22 гг. служил в церкви Исидорского дома убогих, в 1928-29 гг. — в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). В 1923 г. осужден к одному году условно по обвинению в «распространении контрреволюционных воззваний». Подвергался нескольким арестам в 1928 г.. Последний арест произошел 28 ноября 1929 г. Приговорен 3 августа 1930 г. к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде.

Насельники Раифской Богородицкой пустыни иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Сергий (Гуськов), Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов) и послушник Петр Тупицын. 27 января 1930 г., в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходской церкви, действующей на месте разгромленной в 1928 г. Раифской обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Канонизированы как местночтимые в Казанской епархии в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Иеромонах Иосиф, принявший сан иеромонаха в 1923 г. и избранный после закрытия обители настоятелем приходской церкви, на допросе свидетельствовал: «Ни в каких политических партиях не состоял и не состою. К Советской власти я отношусь как во власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому — не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию и т.д., т.е. исполняет сатаническую волю... И лучше умереть с верой, чем без веры. Я являюсь настоящим верующим, и вера меня спасала в боях, и надеюсь, что в дальнейшем вера меня спасет от смерти. Я твердо верую в Воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: "Кесарево — кесарю, а Богов — Богу". Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду».

Иеромонах Варлаам, 60-летний монах, живший затворнически и аскетично. Рукоположен во иеромонаха 18 мая 1907 г., в 1912 г. переведен в Раифскую пустынь. На допросе иеромонах Варлаам показал: «Когда закрывали монастырь (1928 г.), я был арестован и сидел в тюрьме четыре дня. За что арестован в настоящее время, я не знаю, виновным себя перед Советской властью ни в чем не чувствую... Как священник, согласно слову Божию, я считаю, что всякая власть дана Богом и ей надо подчиняться. Я считаю, что советская власть поставлена за грехи народа. Как-то после Рождества в газете "Красная Татария" была помещена заметка, где про нас, служителей Церкви, сообщают, что мы часто пьянствуем и спаиваем бедноту с тем, чтобы она не шла в колхоз. Должен сказать, что я лично никаких напитков не употребляю совсем... Другие лица, проживающие со мной в монастыре, тоже не пьют». Виновным в антисоветской агитации отец Варлаам себя не признал, ибо, как он заметил, «в мирские дела не вмешиваюсь».

Иеромонах Иов родился в 1880 г. в Одессе. Монашество принял в 1907 г. и до 1917 г. проживал в Киеве. В октябре 1917 г., приехав в Казань, поступил в Свияжский Успенский монастырь, где настоятельствовал бывший Сарапульский епископ Амвросий (Гудко). После убиения красноармейцами епископа Амвросия (в августе 1918 г.) иеродиакон Иов, почитавший владыку Амвросия и претерпевший с ним множество притеснений и гонений, поступил в Раифскую пустынь. «В монастырь, — показал на допросе отец Иов, — поступил по собственному желанию. Я придерживаюсь тихоновского направления». Иеромонах Иов был арестован 23 января 1930 г. в д. Бело-Безводной, куда пришел из д. Таганаш, где служил до декабря 1929 г. «За что арестовали, я не знаю, — сказал на допросе отец Иов, — 23 января у меня был обыск, ничего не нашли».

Иеромонах Антоний в 1890 г. поступил в Раифскую пустынь, где 23 марта 1908 г. был пострижен в монашество. После революции был рукоположен во иеродиакона, затем в сан иеромонаха. Отец Антоний был арестован 23 января 1930 г. утром, в 6 часов. К нему неожиданно вломились несколько чекистов и стали производить обыск, однако ничего, кроме духовной литературы и облачений, не нашли. После этого отец Антоний вместе с другими арестованными 23 января в д. Бело-Безводной был препровожден в Казань. «Причина ареста мне неизвестна, — показал на допросе иеромонах, — занимаюсь я столярничеством (после закрытия монастыря и поселения на жительство в д. Бело-Безводной), принимаю заказы от крестьян. Они ко мне приходят на дом, так как я кроме церкви никуда не хожу». Виновным в предъявленных обвинениях отец Антоний себя не признал.

Иеромонаха Сергия как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки (рассказывали, что когда отца Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то прежде крепкий отец Сергий не мог самостоятельно двигаться, и его волокли под руки два конвоира). Арестованный 23 января иеромонах Сергий был препровожден в Казань и допрошен. «Мои родители, — свидетельствовал будущий священномученик, — были крестьяне и занимались хлебопашеством. Я с ними прожил до призыва на военную службу, на которую ввиду слабости здоровья не попал. После призыва под влиянием религиозного чувства я решил уйти в монастырь... Летом 1928 г. наш монастырь закрыли. Но крестьяне д. Бело-Безводной организовали приход — религиозную общину. Из всего состава монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали семь человек, которые и совершали для них церковные требы...».

Послушник Петр, 23 лет, на допросе изумил даже следователей. Его готовность пострадать за Христа, открытое и даже радостное исповедание православной веры, обличение антихристианской власти и ныне не может оставить равнодушным всякое верующее сердце. По поводу своего отношения к положению Церкви в СССР Петр сказал на допросе: «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость. Его нужно было ждать, т.к. об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью».

Следствие продолжалось 23 дня, и 20 февраля 1930 г., в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) к расстрелу. Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для преподобномучеников Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и мученика Петра то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля 1930 г. Преподобномученика Сергия терзали еще несколько месяцев, пытками добиваясь от него «признания», где спрятана монастырская ризница, но так ничего от него и не узнали . 10 августа по н.ст., в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, был казнен и отец Сергий.

Материалы по теме

Священный Синод утвердил поименные списки Соборов Московских и Крымских святых и принял ряд других решений о прославлении угодников Божиих

В Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Священный Синод утвердил обновленный состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений

В Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре состоялось очередное собрание наместников и игумений

Состоялось заседание Организационного комитета по подготовке празднования 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялось совещание по подготовке к празднованию в 2025 году 100-летия кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с тезоименитством [Патриарх : Приветствия и обращения]

Предстоятель Православной Церкви в Америке посетил Синодальную резиденцию Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви

Иерархи Антиохийской, Русской и Сербской Церквей приняли участие в презентации испанского перевода книги святителя Николая (Велимировича)

Все материалы с ключевыми словами