Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Из истории Казанской епархии

Из истории Казанской епархии
Версия для печати
21 июля 2021 г. 09:57

На территории Республики Татарстан христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестов, других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в конце IX века территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в г. Булгар, основу населения которого составляли булгары — приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные народы. В X веке, после приезда в Булгарию Багдадского посольства, булгарские племена приняли ислам в качестве государственной религии, но на Средней Волге продолжали существовать и христианские поселения.

Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название Греческая палата, скорее всего, такое название носила церковь. В XIII веке Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года здесь действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, резиденция правящего архиерея располагалась в г. Сарае. Казань впервые упоминается в русских летописях в 1276 году, когда хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как ярославский чу­дотворец Феодор.

В 1445 году в северных пределах Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство со столицей в Казани, большинство жителей которого ис­поведовало ислам. Причем на этот раз и вну­тренняя, и внешняя политика нового госу­дарства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, захватывало в плен население русских земель, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Русский царь Иоанн IV Грозный предпринял несколь­ко дипломатических попыток посадить в Ка­занском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 году в верховьях Волги в районе город Углича был сооружен деревян­ный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. 150-тысячное русское войско осадило Казань и штурмовало город. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.

Православие в Поволжье

Присоединение в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья обусловило возникновение Казанской епархии. Она была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года. С этого времени началась эпоха утверждения Православия в Татарстане. Первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников.

Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI века выходит указ царя Феодора Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.

Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году, и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII вв. — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 году были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 — Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II. К середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, а с 1832 года, после создания Симбирской епархии, — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году учреждена новая Чебоксарская и Чувашская епархия, а в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская, после чего территория Казанской епархии была ограничена пределами Республики Татарстан.

***

Титулы правящих архиереев Казанской епархии:

  • Казанский и Свияжский (3 февраля 1555 — 26 января 1589)
  • Казанский и Астраханский (26 января 1589 — 1602)
  • Казанский и Свияжский (1602 — 16 октября 1799)
  • Казанский и Симбирский (16 октября 1799 —10 февраля 1832)
  • Казанский и Свияжский (10 февраля 1832 — упом. 14 декабря 1930)
  • Казанский и Татарский (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанский и Чистопольский (1949 — 26 декабря 1957)
  • Казанский и Марийский (26 декабря 1957 — 11 июня 1993)
  • Казанский и Татарстанский  (с 11 июня 1993 г.)
Процесс христианизации Казанского края шел постепенно. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406 792 инородца. Известно, что с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто семь церквей и инородческая школа, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чувашей, мордвы, черемисов, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.

В 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения в Московской епархии было только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853 год), Чистопольское (1899 год), Мамадышское (1907 год). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Все озарившая священным светом

Важнейшими событиями в жизни православных христиан Поволжья были обретение в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению Патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита, и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно святителю Ермогену принадлежит описание чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери и чудес от этой иконы.

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 г. (при архиепископе Иеремии). После большого пожара, случившегося в Казани, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и открыла, где находится Ее чудотворный образ. После троекратного явления Богородицы Матрона 8 (21) июля обнаружила святой образ в указанном месте. Принял образ пресвитер Ермолай — будущий святитель Ермоген; в 1589 году он принял постриг с этим именем в Московском Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери 8 (21) июля, в честь её обретения. Небольшая икона, обретенная девочкой на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Святитель Ермоген написал новоявленной иконе Богоматери «Казанской» известный всей России тропарь «Заступнице усердная», составил Сказание о чудесах Казанской иконы. С новоявленной иконы был снят список, который вместе с описанием был отправлен Ивану IV Великому. Царь распорядился соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного образа и основать женский монастырь, что и было сделано. В Богородицкий монастырь пришла обнаружившая чудотворный образ девица Матрона, который приняла монашеский постриг под именем Мавра.

До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. В ночь на 29 июня 1904 года чтимый образ был украден из обители. Известие потрясло Россию и явилось предзнаменованием предстоящих испытаний. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждения. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.

Обучение, просвещение и молитва

Одной из основных целей Казанской епархии была катехизация нехристианского населения. Проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для новокрещенных и инородцев. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована основная часть чувашей, удмуртов и марийцев. Правда, при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер. В быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.

При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного Писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году — первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836 гг.), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика Н.И. Ильминского, трудами которого были открыты Центральная крещено-татарская школа (1864 год) и Инородческая семинария (1872 год).

Среди духовно-учебных заведений Казанской епархии были также: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 года) при Спасо-Преображенском монастыре; мужские духовные училища — Казанское (с 1818 года), Чебоксарское (с 1818 года) и Чистопольское (с 1829 года); женское училище духовного ведомства (с 1825 года) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 года).

Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского — «апостола Казанских инородцев». Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа, открытые благодаря его трудам, сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества. 

К началу XX века в Казанской епархии уже насчитывалось более миллиона православных, действовало около 800 церквей. Штат духовенства был также обширен — в 1904 году — 1521 человек (протоиереев — 40, священников — 713, диаконов — 30, псаломщиков — 738). В церковных школах обучалось около 30 тысяч человек. К началу революционных событий в Казанской епархии было открыто 27 монастырей,  в которых подвизались более 200 монахинь и 1600 монахов. 

Казанская духовная академия

В 1723 году была основана Казанская архиерейская славяно-латинская школа при митрополите Тихоне. Исключительное положение Казанской епархии подвигло к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей. Духовная школа готовила кадры для миссионерского служения. В 1733 году Славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию. Будучи воспитанником Киевской духовной академии, архиепископ Иларион пожелал Казанскую семинарию устроить по образцу Киевской академии, для чего пригласил в Казань преподавателей — выпускников Киевской духовной школы.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарии была введена новая методика преподавания: расширен курс дисциплин, включены курсы истории, географии, немецкого и французского языков, математики.

Академический уровень Казанской духовной семинарии стал настолько высок, что в 1797 году указом императора Павла I она получила статус академии. Казанская высшая духовная школа славилась полным курсом философии и богословия, курсами логики и красноречия, также преподавались физика, латынь, еврейский, греческий, немецкий, французский языки. Студенты дополнительно к общему курсу изучали местные языки — татарский, чувашский и черемисский (марийский).

В 1818 году, после реформы духовного образования, Казанская духовная академия была закрыта. Статус академии сохранили только высшие школы Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Казанская семинария стала подотчетна Санкт-Петербургской духовной академии. Позже и семинарские программы были значительно сокращены. Духовая академия в Казани вновь открывается только в 1842 году. Отличительной ее особенностью стало наличие миссионерского отделения, где преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В Казань была перевезена Соловецкая библиотека, студенты и преподаватели академии получили возможность исследования уникальных изданий: рукописи изучались и переписывались.

В стенах Казанской духовной академии преподавали лучшие ученые того периода, авторы известных трудов. Профессор И.Я. Порфирьев, автор «Истории русской словесности», П.В. Знаменский, Н.И. Ивановский, автор «Курса церковного права» профессор И.С. Бердникова. При академии выпускался богословский журнал «Православный собеседник».

Революционные события стали катастрофой для духовного образования в России. В марте 1921 года ректор академии епископ Чистопольский Анатолий арестован.

Возрождение духовной школы в Казани началось в 1990-е годы. В 1997 году открылось Казанское духовное училище. Во время посещения Казани Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил воспитанников и преподал первосвятительское напутствие. 17 июля 1998 года Казанское духовное училище по прошению ректора архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия было преобразовано в семинарию. Учебный план Казанской духовной семинарии предполагает преподавание богословских дисциплин и ряда светских, которые являются необходимыми для получения любого высшего гуманитарного образования. Главное сокровище духовной школы — древняя обширная библиотека.

Небесный покровитель Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Казанская семинария подотчетна епархиальному архиерею. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 года (журнал № 22) ректором Казанской духовной семинарии был назначен игумен Евфимий (Моисеев). В 2015 году ректором Казанской духовной семинарии был назначен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Игумен Евфимий (Моисеев) был первым проректором семинарии в 2015-2019 гг. С 2019 года первый проректор — протоиерей Алексий Колчерин.

В Казанской духовной семинарии два отделения: пастырско-богословское (бакалавриат, магистратура, заочное обучение) и регентско-катехизаторское.

На июль 2021 года в семинарии обучается 78 студентов дневного и 180 студентов заочного обучения. В семинарии готовят кандидатов для рукоположения в священный сан, специалистов в области православного богословия, регентов церковных хоров, катехизаторов и миссионеров.

С 2015 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Казанская епархия ведет подготовительную работу по возрождению Казанской духовной академии на базе Казанской духовной семинарии.

Лихолетье

Первые годы и десятилетия советской власти стали для Казанской епархии, как и для всей Русской Православной Церкви поистине трагическими. В 1918 году были расстреляны более 20 священников. Митрополит Кирилл (Смирнов), управлявший епархией, смог побывать в Казани всего два раза, проведя многие годы в тюрьмах и ссылках, где и принял мученическую смерть. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг. К 1937 году епархиальное управление перестало существовать. К 1929 году были закрыты все монастыри, в том же году начались массовые закрытия церквей, вновь услились репрессии в отношении духовенства. С 1929 по 1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению в лагерях. Жертвами репрессий стали многие сотни прихожан, выступавшие против закрытия храмов. К 1939 году в Татарской АССР остались только два действующих храма — в Казани и Мензелинске.

После 1938 года Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров). В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище).

В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные суммы на нужды армии.

В период послабления гонений в 1947 году при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм. К 1948 году на территории Татарстана действовало уже 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Среди послевоенных казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 году из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952 гг.).

В первой половине 1960 года притеснения и гонения возобновились. В 1960 году архиепископ Иов (Кресович) был осужден по сфабрикованному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарской АССР и 8 в Марийской АССР.

Другим видным иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский) (1960-1975 гг.), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 году известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ. Несмотря на тяжелейшие годы, архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма в епархии.

В 1975-1989 гг. на кафедре находился епископ Пантелеимон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах, появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 года в епархии действовали по Татарской АССР — 16 приходов, по Марийской АССР — 11 приходов.

Путь возрождения

В 1988 году начинается активное возрождение православной жизни в Татарстане. В это время на Казанскую кафедру решением Священного Синода был назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин). До того как в 1989 году епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало два храма. В 1991 году был возвращен Раифский монастырь, в 1994 году — Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 году — Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиезерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Процесс постепенного возвращения храмов Татарстанской митрополии продолжается по сей день.

4 ноября 2015 года, в день народного единства, был подписан указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заложил камень в основание храма.

На 2016-й год в Татарстанской митрополии действовало 493 храма, 47 молитвенных дома, 98 часовен и 12 молитвенных комнат. В стадии строительства находились 44 храма, еще в 35 проводилась реставрация.

Отыкрыты десять монастырей, духовная семинария, образовательное учреждение «Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского».

Первым в Татарстане верующим был передан основанный в XVII веке Раифский Богородицкий монастырь. Ныне обитель приобрела широкую известность, став местом паломничества верующих со всей России.

В 1992 году началась передача комплекса Иоанно-Предтеченского мужского монастыря XVII века, расположенного в центре Казани в непосредственной близости от кремля. В настоящее время монастырь известен своей благотворительной деятельностью, социальным служением.

В 1994 году началась передача Церкви зданий комплекса бывшего Казанского Богородицкого женского монастыря, основанного на месте обретения в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Во время визита в Казань 21 июля 2005 года Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епархии был торжественно передан так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, подаренный Папой Римским Иоанном Павлом II, который разместили в Крестовоздвиженском соборе монастыря. Этот чудотворный образ Богородицы является одной из наиболее почитаемых святынь Казани, на поклонение которой стекаются паломники со всей России и из зарубежья.

В 1996 году епархии был передан полуразрушенный Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, построенный в XVII-XVIII вв. и связанный с именем преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца, выбравшего место для обители еще в XV веке. 13 марта 2013 года в монастыре был освящен памятник основателю обители преподобному Макарию Желтоводскому.

В 1998 году началось возрождение Успенского Зилантова монастыря в Казани, основанного в XVI веке и разоренного в советское время почти до основания. Были восстановлены Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм святого равноапостольного князя Владимира.

С декабря 2001 года началась передача комплекса Кизического Введенского мужского монастыря в Казани, основанного в конце XVII века. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии.

В 2007 году в Альметьевске был построен и освящен один из самых больших храмов в Поволжье — собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Его звонница состоит из одиннадцати колоколов, самый большой из которых весит 1350 килограммов.

Одним из наиболее значимых проектов стало проведение в 1996-2005 гг. реставрационных работ в комплексе Благовещенского кафедрального собора Казанского кремля постройки 1555-1562 гг. Полностью восстановлен интерьер храма, значительно пострадавший в советское время.

В 2005-2012 гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы комплекса бывшего духовного училища. С 2013 года здесь размещается управление Казанской епархии и Татарстанской митрополии.

Возрождаются к жизни уникальные храмы острова-града Свияжск. С 2010 года отреставрированы церковь Константина и Елены (XVII век), Архимандричий корпус (XVII век), Братский корпус (XVII-XVIII вв.), воссоздана Германовская церковь, Монастырское училище (XVII-XVIII вв.), восстановлена Надвратная церковь Свияжского Успенского монастыря. В Иоанно-Предтеченском монастыре Свияжска отреставрированы Сергиевская церковь (1604 год), собор в честь иконы «Всех скорбящих радость» XIX века с росписями и иконостасом, часовня XIX века с росписями в интерьере.

Тесно связанным в историческом отношении с островом-градом Свияжском является храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. В 2001 году был создан приход храма-памятника, в нем начали совершаться богослужения. В подземной части памятника освящен уникальный в своем роде храм во имя преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево-Печерской лавры, где покоятся мощи этого святого). В настоящее время в храме-памятнике в честь Нерукотворенного образа Спасителя ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября, в дни празднования чудотворной Казанской иконе Божией Матери, проводятся многотысячные крестные ходы из Благовещенского собора Казанского кремля до места обретения иконы — Казанского Богородицкого монастыря. Эта известная дореволюционная традиция была возрождена в начале 2000-х, собирая православных верующих не только республики, но и паломников из России и зарубежья.

В конце 2015 года в г. Казани была завершена масштабная реконструкция храма Сошествия Святого Духа, имевшего до революции самый многочисленный в городе приход. 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятил храм в присутствии Президента Татарстана Р.Н. Минниханова.

4 ноября 2015 года президентом Миннихановым был подписан Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Идея воссоздания собора получила широкое общественное одобрение. 2 декабря 2015 года свое благословение на богоугодное дал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В Казанской епархии имеются социальные учреждения: центр реабилитации наркозависимых во имя святителя Варсонофия Казанского, служба «Милосердие», центр защиты материнства «Умиление», общество «Трезвение».

Также ведут свою деятельность епархиальные отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский отдел, отдел церковной благотворительности и социального служения, епархиальная комиссия по канонизации святых, отдел по взаимоотношению с вооруженными силами и правоохранительными органами, отдел по тюремному служению, отдел по противодействию наркомании и алкоголизму, отдел по работе с медицинскими учреждениями, отдел по взаимодействию с казачеством, отдел по делам молодежи, паломнический отдел и др.

См. такжеВторое обретение Казанского собора. Воссоздание главного храма Богородицкого мужского монастыря в столице Татарстана перешло в финальную стадию

Все материалы с ключевыми словами