Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга

Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга
Версия для печати
21 мая 2012 г. 22:04

Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга — выдающийся памятник русского зодчества середины XVIII века, история которого неразрывно связана с историей и традициями российского флота. Собор сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.

Петербург был основан как город-порт, и вся жизнь северной столицы в первые десятилетия после ее основания была сосредоточена вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства были выстроены несколько церквей, в том числе в честь покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца.

В 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь М.М. Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение «в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского» возвести за счет Морского ведомства и доброхотных сборов каменную Никольскую церковь. 16 июня императрица Елизавета подписала указ о возведении каменного храма взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви.

Разработка проекта была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии С.И. Чевакинскому. За образец был взят Астраханский собор, весьма понравившийся в свое время Петру I. Однако сходство соборов ограничивается пятиглавием, что было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже полвека храмы строились по образцу Петропавловского собора — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.

15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр совершил закладку двухэтажного каменного храма. На торжестве присутствовали президент коллегии генерал-адмирал князь М.М. Голицын, все адмиралы и флотоводцы.

В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, начались работы по оформлению интерьеров, в которых, помимо С.И. Чевакинского, участвовали лучшие живописцы Петербурга братья Колокольниковы. Работа по установке иконостасов была полностью окончена к середине 1760 года. Иконы написаны в стиле, характерном для убранства петербургских храмов XVIII века, и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью.

В иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема: в правой части среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра, напоминающий о Петре Великом, а в левой части находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Федоровича (будущего Петра III) — святого Ианнуария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины; а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти пришлось восшествие на престол Елизаветы Петровны.

К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. В 1756-1758 гг. была сооружена колокольня; к осени 1760 года на храм были водружены кресты.

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, в канун храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского.

По великолепию и размерам Николо-Богоявленский собор в то время уступал лишь Петропавловскому, и на освящении императрица Екатерина повелела именовать его Морским. Этим повелением было определено значение храма для истории российского флота.

Со времени Екатерины II морские победы стали праздноваться в Никольском соборе. В память о сражениях 1770-1790 годов Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах, причем каждая икона напоминала о победе в день памяти святого, на ней изображенного.

14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года.

6 апреля 1918 года, после прихода к власти большевиков, Николо-Богоявленский собор получил статус обычного приходского храма. В апреле 1922 года из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари общим весом 328 килограммов. В этом году собор стал одним из первых центров борьбы с обновленцами, которую возглавили епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской лавры, впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1923 году, после того как были высланы епископы Алексий и Николай, а также настоятель храма протоиерей Александр Беляев, в Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец, а из храма изъяты уникальные ценности. Но в январе 1924 храм вновь вернулся под омофор Патриарха Тихона, а в марте 1924 года настоятелем стал протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий.

В июле 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом свыше 20 тонн. Продолжалось изъятие церковных ценностей, не прекращались аресты священнослужителей. Волна гонений несколько спала к началу 1940-х годов, но подавляющее большинство храмов уже были закрыты. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них 5 служили в Николо-Богоявленском соборе.

В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным — своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Почти всю войну, вплоть до восшествия на Патриарший престол в 1944 году, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе.

По инициативе митрополита Алексия уже 23 июня начался сбор пожертвований среди верующих в фонд обороны. Общая сумма взносов Никольского собора за годы войны составила 4,7 млн. рублей — ни один храм Русской Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше.

С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены дежурные ПВО. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники, каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой угодника, моля, чтобы он сохранил храм и город от разрушения.

В годы войны отношение властей к Церкви стало улучшаться. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху. 11 октября 1943 года несколько священнослужителей получили правительственные награды — медаль «За оборону Ленинграда», среди них митрополит Алексий и еще пять клириков Никольского собора.

Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками, и окончательно восстановлен к 1953 году. Затем в конце 1950-х годов на Церковь вновь обрушились гонения, получившие название хрущевских. После десятилетий государственного атеизма церковная жизнь в Ленинграде стала заметно оживать только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

В настоящее время Николо-Богоявленский морской собор является одним из важнейших духовных центров всего Санкт-Петербурга.

Сохраняются добрые отношения храмовой общины с военными структурами, находящимися в Петербурге и Ленинградской области. В духовном окормлении Николо-Богоявленского морского собора находятся часовня Рождества Христова в НИИ «Рубин», часовня святителя Николая Чудотворца в ГУП «Адмиралтейские верфи», часовня св. апостола Андрея Первозванного в ОАО «Северная верфь», часовня св. равноапостольного великого князя Владимира в ТЕСТ «Санкт-Петербург», часовня Введения во храм Божией Матери в Военно-медицинском музее.

В годовщины трагической гибели подводных лодок «Курск» и К-19 и другие памятные даты в храме совершаются панихиды.

Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая № 17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-медицинской академии, 1-м Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи».

Настоятель (с 25 августа 1987 года) — протоиерей Богдан Сойко.