Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

История культурного наследия Вологодской области

История культурного наследия Вологодской области
Версия для печати
15 июня 2007 г. 22:49

Вологодская область расположена на севере Европейской части России, в поясе умеренно-континентального климата, в 500 км от Москвы. По площади является одной из крупных областей страны и составляет почти 1% ее территории (145.7 тыс. кв. км); наибольшая протяженность с севера на юг — 385 км, с запада на восток — 650 км.

Область граничит на севере с Архангельской, на востоке — с Кировской, на юге — с Костромской и Ярославской, на юго-западе — с Тверской, Новгородской и Ленинградской областями, на северо-западе с Республикой Карелия. Она разделена на 26 административных районов, 4 города областного и 11 районного подчинения. Наиболее крупные из них: город Вологда — областной центр, города Череповец, Великий Устюг и Сокол.

Культурное наследие Вологодской области включает памятники археологии, истории и монументального искусства, архитектуры и градостроительства, исторические городские и сельские поселения, исторические сухопутные и водные пути сообщений, культурные ландшафты, а также музеи, места бытования художественных ремесел и промыслов.

Основные этапы истории

Дохристианский период

История заселения края, по данным археологов, началась несколько тысячелетий назад. В 1983 г. найдена стоянка близ с. Нюксеницы эпохи верхнего палеолита — древнего каменного века. Археологические исследования находок более позднего периода — неолита, обнаруженных неподалеку от Кириллова, (Караваевский могильник и стоянки «Караваевская», «Мыс Святого озера») говорят о принадлежности населения к древнеевропеоидной группе.

В I тысячелетии н.э. территория современной Вологодской области была заселена неславянскими племенами. К югу от Онежского озера, и на реках Сухоне, Юг, Вычегде и Северной Двине жило финно-угорское племя «емь», которая называлась русскими «чудью заволоцкой». В северо-восточных окрестностях Онежского озера жило племя «лопь» или «корела». На Вычегде — «пермь» («зыряне»). К югу от еми жили угрофинские племена «весь» и «меря». Они располагались вокруг Белоозера, в бассейнах рек Шексны и Мологи. Отдаленными потомками летописной веси являются современные вепсы. Ныне на территории области в Бабаевском и Вытегорском районах проживает около тысячи представителей этой народности.

Наиболее ранние известия о проникновении нового населения относятся к скандинавским преданиям о посещениях скандинавами («Бьярмаланда», «Бьярмии») в IX-XI вв. Однако эти посещения носили характер отдельных военно-торговых экспедиций-набегов и не имели никаких существенных последствий.

Курганные погребения, городища, селища датируемые VIII-XII вв., свидетельствуют о языческих верованиях и образе жизни местного населения того времени (большая курганная группа X-XI вв. близ д. Степаново на берегу р. Вешары, городище Княжья могила, XI-XIII вв в б. д. Ильинское и др.).

Самые ранние известия о северных городах относятся к Белоозеру, племенному центру Веси (в «Повести временных лет» упоминается под 862 г), и Устюгу (первое упоминание — 1147 г.) — свое название он получил в связи с размещением близ устья реки Юг. Более раннее селище находилось на высоком холме, носившем название Гледен (позднее здесь основан Троице-Гледенский монастырь). Прилагательное Великий в названии появляется в XVI-XVII вв.

Период христианского просвещения и развития

По своему характеру, славянская колонизация вологодских земель, условно подразделяется исследователями на «монастырскую» и «крестьянскую».

При «монастырской» колонизации сначала появлялся скит или небольшой монастырь, который в результате миссионерской и хозяйственной деятельности монахов осваивал окрестную территорию и привлекал на нее крестьян. Для «крестьянской» колонизации характерно освоение земель путем их простого заселения непосредственно крестьянами-земледельцами.

Особенностью исторического развития Вологодского края является именно его мирное освоение путем христианского просвещения местных жителей и привлечения славянского населения на основе монастырского строительства.

В XII-XVI вв. в крае создается большая сеть православных обителей: Спасо-Прилуцкий, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский монастыри — вокруг Вологды; Кириллов, Ферапонтов, Горицкий монастыри — в Белозерье; Спасо-Каменный и Дионисиевы Глушицкие монастыри — в Кубеноозерье; Спасо-Суморин, Николо-Маркушевский — в Тотемских землях; Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский в Великом Устюге, и др.

Рядом с монастырями вырастали села и слободы, часть которых затем превращалась в города. Предание говорит о прп. Герасиме Вологодском (+1178 г.), пришедшем из Киева в Вологду, тогда небольшую деревеньку, и основавшем монастырь Пресвятой Троицы (не сохранился). Город Кириллов был образован из слободы Кирилло-Белозерского монастыря.

Среди выдающихся просветителей Вологодского края было много учеников прп. Сергия Радонежского — Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский (пришел с Афона в Троицкую обитель), Сильвестр Обнорский, а также ученики его учеников. Кирилл Белозерский был постриженником московского Симонова монастыря, св. Феодора, родного брата прп. Сергия.

Земли вокруг Белого озера, озера Воже и по течению р. Шексны в - вв. составляли Белозерское княжество, земли на восточном берегу оз. Кубенского и по течению р. Кубены — часть Ярославского княжества (до 1465 г.), земли по течению р. Сухоны, Югу, нижнему течению Ваги и западному берегу Сев. Двины в верхней трети ее течения принадлежали Ростовскому княжеству. Территории вокруг г. Вологды были в ХIII в. новгородскими владениями, но к ХV в. уже контролировались Великим князем Московским. Бассейн Ваги был совместным Новгородско-Ростовским владением.

В кон. ХV в. после присоединения Ростова, Ярославля, Белоозера к Великому княжеству Московскому, все эти земли вошли в состав единого государства. Московское правительство не раздавало эти земли в поместья (кроме окрестностей Вологды и Белоозера). В результате этих процессов, продолжавшихся и в - вв. сложился огромный массив «черных», т.е. государственных земель, на которых жили свободные крестьяне, и возникло значительное количество монастырских земель.

В ХVI в. учреждается Вологодская епархия, строится величественный Софийский собор и ансамбль Архиерейского дома (Вологодский кремль).

Уникальное природное богатство, огромные расстояния, неразвитая инфраструктура и отсутствие поместного землевладения заложили основы особенного пути развития края, позволившего сохраниться многим элементам древнерусской культуры, которые на других русских территориях были в XIX-XX веках.

Торгово-промышленное развитие

В середине ХVI в. века англичане и голландцы открывают Северный морской путь и попадают к берегам России на Белом море. Для России, отрезанной в это время от морей, появляется возможность водного сообщения по Сев. Двине и Сухоне и далее, сухопутным путем до Москвы. Интенсивная торговля, деловые связи приводят к расцвету городов, расположенных на этом пути. Быстрыми темпами развивается Вологда, большое значение приобретает и Устюг, в котором к Северному пути присоединились дороги из Сибири и Урала. Несмотря на разорения Вологодского края в Смутное время (1606-1613 гг.) благосостояние этих земель быстро восстанавливается и растет.

В течение всего ХVII в. интенсивность товарообмена через систему Двина-Сухона-Вычегда увеличивалась. Возможности широкой торговли резко усилили мощность основных производств. Значительные залежи железной руды определили значение Устюжны Железопольской, как одного из значительных перерабатывающих центров кузнечных промыслов и оружейного дела. Были известны также тотемские соляные промыслы. Благоприятные почвенно-климатические условия Вологодской губернии способствовали выращиванию льна, культивировавшегося на Севере еще с XII века. Сырье, в основном из восточных уездов, поступало на знаменитую в губернии мануфактуру, основанную купцом из Никольска Я.Грибановым в селе Красавино Устюгского уезда.

Очень показательно для роста благосостояния края каменное строительство. Если в ХVI в. мы знаем каменные сооружения только по одной постройке в Вологде, Белозерске и Устюге (не считая монастырей), то в ХVII в. к ним добавляется Тотьма, Устюжна, причем в каждом городе строится от двух до 8 каменных церквей.

Во главе экспедиций, открывавших и исследовавших отдаленные территории Сибири, Дальнего Востока и Тихоокеанского побережья стояли вологодские первооткрыватели и землепроходцы: С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В. Атласов, В. Шипов, И.А. Кусков.

На процветании Вологодского края отрицательно сказались административные меры Петра I по секуляризации церковных земель и указы, которыми в 1718-1722 гг. потоки товаров были направлены в Петербург. Торговое значение Архангельска резко упало, а вместе с ним упало и значение городов на Двинско-Сухонском пути. Чуть меньше от этих указов пострадало состояние товарооборота на верхнем участке пути (Устюг-Вологда), куда приходили дороги с Урала и из Сибири, однако к концу ХVIII в. и ее значение уменьшилось. Даже отмена в 1766 г. этих указов не привела к серьезному оживлению торговли — ХVIII в. можно назвать «застоем» в жизни Севера.

Губернский период

В связи с проведением Екатериной II в 1775 году губернской реформы вся страна была разделена на наместничества. 2-3 наместничества объединялись под руководством генерал-губернатора (наместника). Вологодское наместничество, состоящее из областей Вологодской, Великоустюжской и Архангельской было учреждено 25 января 1780 года. В 1784 году Архангельская область была выделена в самостоятельное наместничество.

В 1796 году Павел I ликвидировал наместничества, и все губернаторы стали подчиняться непосредственно императору и Сенату. В соответствии с Указом Сената Российской Империи «Об учреждении Вологодской губернии» от 31 декабря 1796 года и 27 ноября 1803 года Вологодская и Великоустюжская области были преобразованы в Вологодскую губернию.

Большая часть городов современной Вологодской области была образована в период екатерининской административной реформы: Вытегра в 1773 г., Кириллов в 1776 г., Череповец в 1777 г., Грязовец, Кадников и Никольск в 1780 г.

В ходе екатерининских реформ многие монастыри были упразднены, а храмы превращены в приходские. Это случилось и со всемирно известным теперь Ферапонтовым монастырем. Монастырская жизнь возобновилась в нем лишь в конце ХIХ в. трудами игуменьи Леушинского монастыря Таисии.
Устройство Ново-Мариинской водной системы в кон. ХVIII (1810 г.), позволившее сократить водный путь с Волги к Петербургу, привело к оживлению жизни и даже к образованию новых городов на стыке Новгородской и Вологодской губерний. Однако остальные территории Вологодской губернии продолжали тихое размеренное существование. Характерно, что некоторые уездные города (средняя численность населения в которых в XIX в., как правило, не превышала 2-4 тыс. чел.) не смогли реализовать сочиненные в конце ХVIII в генеральные планы, т.к. просто не доросли до «прожектированных» размеров.

Индустриальная революция второй половины XIX в. не коснулась Севера. Здесь до 1917 г. не возникло крупных промышленных центров. Даже в крупных городах Вологде и Великом Устюге численность населения в конце XIX в. была около 20-30 тыс. человек, и работало около двух десятков небольших заводиков. Былые местные производства (солеварение и железоделание) в XIX в. утратили свое значение и население городов повсеместно перешло на мелкую торговлю и обслуживание транспортных систем. В пореформенный период, и особенно начинал с 70-х годов XIX века, в Вологодской области выросли ремесла, в том числе кружевоплетение и ткачество, а также маслоделие — сотни небольших маслодельных заводов.

Резкое изменение ситуации произошло в 1900-1910 гг., когда были построены дороги Вологда-Санкт-Петербург (1906 г.), Архангельск-Вологда-Ярославль-Москва (1872-1898 гг.).

Как обычно бывает в таких случаях, населенные пункты, которые дорога обошла, запустели, а те, которые соединились дорогой, стали интенсивно расти. За 10 лет население Вологды увеличилось почти в 2 раза, несколько увеличилось ее промышленное и торговое значение.

Советский период

К 1917 году в Вологодской губернии насчитывался лишь 1 город с населением более 50 тысяч жителей — Вологда, остальные исторические города были небольшими уездными центрами с великолепными архитектурными ансамблями.

В 1918 г. на 5 месяцев Вологда стала «дипломатической столицей России», — сюда переехали посольства и миссии 11 крупнейших государств мира.

14 января 1929 г. был образован Северный край с центром в г. Архангельске, просуществовавший до 1937 г., когда из него была выделена Вологодская область.

В первые пятилетки в Северном крае были созданы государственные лесозаготовительные предприятия — леспромхозы, началась механизация заготовок древесины. В Вологодской области решающее значение стали иметь заготовки леса, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В 1924-32 годах все монастыри были закрыты; некоторые из них поначалу продолжали существовать в виде трудовых артелей, а затем все оставшиеся насельники были изгнаны и, в большинстве случаев, репрессированы.

В 1935 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской, в этом же году развернулось строительство и начались подсобно-вспомогательные работы по подготовке строительной площадки. 13 апреля 1941 года на стройке в Переборах, под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи, стали выходить из берегов, разливаться на пойму, подступая к городу Мологе и затопляя Молого-Шекснинское междуречье.

Вместе с Мологой ушло под воду около 700 сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков. Был затоплен и знаменитый Леушинский монастырь, который неоднократно посещал Иоанн Кронштадтский. Из Молого-Шекснинского междуречья принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч — из долины Верхней Волги. Город Молога, со своими 10 храмами, Афанасиевским монастырем и 294 последними жителями, стал русской Атлантидой. В 1947 г. чаша водохранилища заполнилась до проектного уровня и площадь зеркала составила 4550 кв. км.

В послевоенный период хозяйство Вологодской области развивалось по пути максимальной эксплуатации сырья и  природных богатств: леса, полезных ископаемых и водных ресурсов. Кроме того, появились заводы по производству машин для заготовки древесины, бумагоделательного оборудования, судов. Была создана «Северная Магнитка» — Череповецкий металлургический завод. Ряд исторических городов превратились в многоотраслевые промышленные центры: Вологда, Великий Устюг, Грязовец. Последним крупным предприятием, построенным на территории области в советский период, является Вологодский государственный шарикоподшипниковый завод.

Охрана культурного наследия в настоящее время

Вологодская область — одна из первых областей РСФСР, в которых в 1960-е годы началась паспортизация и постановка на охрану памятников истории и культуры. В список памятников 1960 г. вошли: ансамбли Вологодского кремля (Архиерейского дома), ансамбли Спасо-Прилуцкого монастыря (с. Прилуки), Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей (Кирилловский р-н), Михайло-Архангельского и Троице-Гледненского монастырей (Великий Устюг), десятки храмов, жилых и гражданских зданий. Тогда же была взята под охрану и усадьба Брянчаниновых в д. Покровское Грязовецкого района — как памятник архитектуры. Долгое время в ней размещался санаторий «Октябрьские всходы», и только в новейшее время в усадьбе создан музей свт. Игнатия Брянчанинова и установлены зоны охраны.

Существующие Списки объектов культурного наследия Вологодской области, состоящих под государственной охраной, насчитывают 742 памятника истории и культуры. Однако, учитывая имеющиеся данные об утратах самых последних лет (пожары, несанкционированный снос), фактическое  количество памятников не превышает 715 объектов (в одной только Вологде сгорело 25 объектов федерального и регионального значения — деревянных домов XIX — нач. XX вв.).

Кроме памятников, состоящих под государственной охраной, имеется еще целый ряд объектов культурного наследия, выявленных в процессе подготовки Свода памятников истории и культуры Вологодской области.

Особый интерес в Вологодской области представляют памятники монастырского и церковного зодчества, к которым относятся ансамбли Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Самый знаменитый среди них — Ферапонтов монастырь, который вошел в историю мирового и отечественного искусства, благодаря фрескам, выполненным в 1502 г. гениальным московским художником Дионисием Мудрым с сыновьями, и по сохранности и мастерству исполнения не имеет аналогов среди памятников Древней Руси. Этот ансамбль входит в число объектов Всемирного наследия.

Объекты культурного наследия  Вологодской области

Ряд городов и населенных пунктов области, с глубокой древности игравших большую роль в жизни страны, имеют статус исторических и фактически являются музеями под открытым небом. В список исторических поселений Минкультуры РСФСР, Госстроя РСФСР и ЦС ВООПИК от 1990 года входят 10 городов и один поселок Вологодской области, в том числе: города Вологда, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Кириллов, Никольск, Тотьма, Устюжна, Череповец, пос. Ферапонтово. Имеются также предложения по расширению списка исторических городов за счет включения поселений, основанных до 1900 года.

Культурное наследие Вологодской области включает, кроме перечисленных исторических городов и поселков, ряд поселений с древней историей, с ценными памятниками архитектуры и сохранившейся средовой застройкой. По предварительным оценкам, более 100 сел и деревень могут претендовать на знание «исторических»; сохранность среды с уникальными памятниками, в единстве с природно-ландшафтным комплексом ставит эти села в ряд творений народного зодчества.

Эти города и сельские поселения не однозначны по художественной ценности. Монастыри, поселения, которые позже перерастали в города, строились на наиболее выгодных узловых географических точках — в устьях, на слиянии рек, на высоком берегу озера или излучины реки. Таким образом, ландшафтные элементы играют основополагающую роль в композиционной структуре развития городов и поселений Вологодской земли.

Практически во всех городах регулярная планировка была осуществлена в натуре и, в основном, в центральных частях городов дошла до нашего времени. Гораздо хуже обстоит дело с памятниками архитектуры и исторической средой. Крупные промышленные города в большой степени понесли утраты фоновой застройки.

Наиболее целостный характер историко-архитектурной среды с доминирующими композиционными акцентами, формирующими композицию культурных ландшафтов, представлены в Великом Устюге, Ферапонтово, Белозерске, Тотьме. Особое место занимает Кириллов, где монастырь играет главенствующую роль мощной сакральной и композиционной доминанты, в то время как селитебная территория играет малозначительную роль.

Панорамообразующая и композиционная роль архитектурных доминант в исторической части Вологды очень велика, но, при сохранности планировочной структуры, фоновая застройка сохранилась только фрагментарно. К городам, сохранившим планировочную структуру и, в большой степени, фоновую застройку, но, в основном, утратившим высотные доминанты относятся Никольск, Грязовец.

Ознакомление с данными о разработке генеральных планов и проектов зон охраны показало, что, несмотря на озабоченность проектировщиков сохранением исторического наследия, старые генеральные планы, в ряде случаев, дали толчок к строительству зданий, противоречащих исторической застройке, нарушающей масштаб и мешающей восприятию памятников. Тенденция к нарушению исторического облика городов продолжается, реставрация памятников ведется выборочно, очевидна необходимость более действенных мероприятий по охране наследия.

Судьба исторических поселений не может не беспокоить, так как они с каждым годом теряют памятники, историческую застройку и т.д. Это же происходит и с огромным числом небольших сел и деревень, которые до сего дня донесли шедевры деревянного и каменного зодчества и сами являются памятниками народной жилой среды в единстве с природным комплексом.

Проблема состоит в том, что изученность этого материала крайне слаба. Выборочно, по отдельным районам, проводятся обследования отдельных памятников и сел, но эти работы делаются разными организациями без единой программы и системы.

Данная работа направлена на выявление возможностей по сохранению памятников архитектуры, возрождению исторической среды в единстве с природно-ландшафтным комплексом, самобытности традиций в жизненном укладе и деятельности.

Т.А. Вайнштейн

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами