Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования
Версия для печати
1 июля 2021 г. 15:10

30 июня 2021 года в Российском православном университете  святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Теология и образование. Теология образования. Теология в образовании» выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководитель Центра образования и теологии РАО Д.В. Шмонин

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора  и Русской экспертной школы. 

Д.В. Шмонин отметил, что теология и образование — устойчивые, и, в этом смысле, консервативные явления в жизни цивилизации, проблемно, исторически и практически связанные между собой очень тесно. Поэтому попытки разделить их можно сравнить с попытками изъять воспитание из системы образования. 

В традиционном обществе ответственность за образование и воспитании человека делили между собой родители, государство и Церковь. Однако примерно с XVII века в разных регионах мира у Церкви нормотворческую функцию в сфере образовании, заменяя ее секулярными компонентами — «заботой государства», позитивным законодательством и т.д. В конечном итоге это стало одной из причин кризиса, в котором образование оказалось в XXI веке. Выходом из него может стать поиск путей адекватного возвращения теологии в систему образования. 

Понятие «теология образования» появилось в западно-христианском контексе, (можно упомянуть именя Пауля Тиллиха, Джузеппе Гроппо, Энрике Гомеса Аумады и др.), которые ставили своей целью создать христианскую теорию образования. Точкой отсчета современной теологии образования Д.В. Шмонин считает энциклику Папы Пия XI «Divini illius Magistri» («Божественный Учитель») от 31 декабря 1929 года, которая провозглашала роль христианского образования в воспитании современного человека. Важнейшими источниками для православного осмысления теологии образования остаются святоотеческая традиция (в пример можно привести сочинения святителя Василия Великого «Послание к юношам о пользе греческих книг», блаженного Августина «О христианской науке» и ряд других), в которых кристаллизуется мысль о том, что для христианина система гуманитарного образования имеет важную функцию и гармонично связана с богословием, с формированием ценностного мировоззрения. В XX веке эту мысль в своих богословско-педагогических трудах (особенно, в «Проблемах воспитания в свете христианской антропологии») продолжает протопресвитер Василий Зеньковский, который выражает убежденность в том, что ответственность за воспитание личности несут Церковь, семья и государство. При разной сфере ответственности их поле взаимодействия едино. 

Д.В. Шмонин представил свои труды, посвященные этому вопросу: «Технология блага. Очерки теологии образования» (2018) и вышедшую в этом году монографию «Тайна ответа: введение в рациональную теологию», в которой предпринята попытка показать место теологии внутри и вне научного знания, ее связь с образованием от времен мужей апостольских до XVII века, начала эпохи фундаментальной секуляризации во всем мире. 

Теологию в современном образовании Д.В. Шмонин считает самым эффективным вариантом современного выражения философии образования. Прошедшие десятилетия прерванной образовательной традиции показывают, что ценностный кризис системы образования не преодолевается за счет цифровизации, компетентностного подхода, современных педагогических технологий и т.д. Исходя из этого, общей задачей современной теологии остается наполнение ценностным содержанием российского образования. В практическом аспекте это может означать  привнесение теологического компонента в содержание курсов истории, политологии, социологии, философии. По мнению Д.В. Шмонина, теология должна стать содержательным элементом социально-гуманитарных курсов в отечественных вузах.

После основного выступления Д.В. Шмонин ответил на вопросы слушателей. 

Научный лекторий «Крапивенский 4» объявляет перерыв на летние каникулы. Следующий семестр откроется заседанием, которое состоится 1 сентября с.г.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Высшее духовное образование в первой четверти XXI века. Протоиерей Максим Козлов об актуальных проблемах и задачах в деятельности высших духовных учебных заведений [Интервью]

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской во Франции: нести веру в Христа в современном мире [Интервью]

По итогам онлайн-заседания Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих курсы ряда епархий и митрополий по базовой подготовке в области богословия получили аккредитацию

Выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетила Калужскую митрополию

Д.В. Шмонин: Между научным мировоззрением и теологией нет никаких противоречий [Интервью]

В Издательстве СПбДА вышла книга «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) "О духе, душе и теле". Исследование текста, историко-научный и богословский анализ»

В Сретенской духовной академии состоялась конференция «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»

В ОЦАД состоялось очередное заседание Объединенного диссертационного совета по теологии

На совещании ректоров вузов — членов НОТА обсудили теологический подход к преподаванию предметов социогуманитарного цикла и представили Толковый словарь государственного русского языка

Состоялось торжественное вручение cертификата государственной аккредитации Институту теологии БГУ

Екатеринбургская духовная семинария и Уральский федеральный университет провели круглый стол «Совместные усилия государства, Церкви и общества в формировании исторического самосознания российского народа»

Мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, принесены в Брянск

При поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации в Екатеринбурге прошел I Православный студенческий форум «Русская мысль из прошлого в будущее»

Состоялся внеочередной съезд Всемирного русского народного собора

Состоялось расширенное заседание Секретариата Всемирного русского народного собора

Другие новости

В Синодальном отделе по церковной благотворительности запускают проект «Школа социального служения»

В Чебоксарской епархии открыли учебный класс сестер милосердия

В селе Кравотынь Тверской области отметили 125-летие преставления известного церковного ученого В.В. Болотова

В рамках молодежного историко-культурного форума «Истоки» в Севастополе прошла панельная сессия «Миссия среди современной молодежи»

При участии Синодального отдела по благотворительности в Пятигорской епархии прошел семинар по помощи детям-сиротам и приемным семьям

В Кубанской митрополии состоялся церковно-общественный форум «За веру и Отечество»

В Пскове освящен памятник святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому

Книга-альбом «Надвратные образы башен Московского Кремля» представлена в Москве

Объявлено голосование по выбору эмблемы Всероссийского конкурса осмысленного чтения «Разумное, доброе, вечное»

Патриарший экзархат Африки проводит просветительские онлайн-курсы для катехизаторов из африканских стран